Басманный суд Москвы заочно арестовал директора по развитию бизнеса Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александра Коршунова по обвинению в мошенничестве.
Мера пресечения избрана сроком на два месяца с момента экстрадиции или задержания на территории России. Коршунова обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК, до 10 лет лишения свободы). Подробности дела топ-менеджера ОДК официально не сообщались.
Сейчас Коршунов находится в Италии, где он задержан по запросу США, обвиняющих его в промышленном шпионаже и требующих его выдачи.
Объявление в международный розыск топ-менеджера ОДК говорит о том, что Россия заинтересована в его экстрадиции на родину, заявил «РИА Новости» итальянский адвокат Коршунова Джандоменико Кайяцца. «Это очень сложные вопросы. Очевидно, что с этого момента Россия заинтересована в том, чтобы со своей стороны сформулировать запрос на экстрадицию… Я предполагал, что так может произойти. Мы как адвокаты сделаем выводы», — сказал он.
РБК направил запросы в госкорпорацию «Ростех
», в состав которой входит ОДК, в ОДК, Следственный комитет и адвокатам Коршунова.
Дело о промышленном шпионаже
О том, что Александра Коршунова задержали в Италии по запросу США, которые обвиняют его в промышленном шпионаже, стало известно в начале сентября. Госдепартамент потребовал от Италии экстрадировать Коршунова, российское посольство выразило протест.
По версии американского Минюста, топ-менеджер ОДК вступил в сговор с гражданином Италии Паоло Бьянки с целью кражи коммерческой тайны у GE Aviation, «дочки» американской многоотраслевой корпорации General Electric. В США Бьянки и Коршунову грозит до 10 лет лишения свободы. Как уточнял ранее источник РБК, Коршунову инкриминируют хищение интеллектуальной собственности и документации, которые якобы планировалось использовать в интересах российской программы по созданию авиадвигателя ПД-14 для новых российских среднемагистральных самолетов МС-21. ПД-14 — первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная после распада СССР.
О задержании Коршунова стало известно в ходе Восточного экономического форума
Впервые о задержании сотрудника ОДК стало известно 5 сентября, когда журналист Сергей Брилев на Восточном экономическом форуме во Владивостоке задал вопрос Владимиру Путину
об арестах российских граждан по запросам США в третьих странах. В ответ на это президент России заявил, что обвинения выдвинуты «в отношении конкретного лица, которое занимается двигателестроением», «с намеками на то, что он занимался там кражей каких-то секретов».
«Все это не просто притянуто за уши — это шито белыми нитками. Это очередной вопиющий случай, когда американские правоохранители по политическим мотивам прибегают к недозволенным приемам, занимаются «разогревом» все той же самой темы о российском присутствии везде и всегда, о российской «токсичности». Есть и другие примеры, менее резонансные», — говорил Рябков.
«Уверены, что он [Коршунов] не причастен к какой-либо противоправной деятельности. Корпорация будет делать все, чтобы защитить его интересы», — ранее заявляли в пресс-службе ОДК.
Какое решение примет итальянское правосудие
Для того чтобы определить, в какое именно государство экстрадировать обвиняемого, если поступило сразу два запроса, Италии придется учесть, от какой страны просьба пришла первой, и то, возможна ли дальнейшая выдача гражданина из первой страны для расследования уголовного дела во второй, поясняет старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.
«Если принять во внимание, что жалоба из США поступила первой, а итальянские власти и власти США прекрасно осведомлены, что Россия не выдает своих граждан по запросам иностранных государств, итоги подобной ситуации более чем очевидны. Не сомневаюсь, что США, опираясь именно на эти два обстоятельства, будут требовать выдачи подозреваемого им, поскольку иначе его заполучить не удастся», — пояснил Добрынин.
Один из основных факторов, которые учитываются при принятии решения об экстрадиции лица, совершившего преступление, в случае запроса от двух стран — это гражданство, утверждает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
Это не первый случай, когда Россия выдвигает обвинения в адрес своих граждан, задержанных за границей по запросам третьих стран, и добивается их экстрадиции. Летом 2017 года в Греции по запросу США был задержан россиянин Александр Винник. По версии американского Минюста, он в 2011–2014 гг. участвовал в отмывании денежных средств и махинациях с криптовалютой. Осенью того же года стало известно, что в России против Винника заведено дело о мошенничестве, он заочно арестован и признался в хищении 750 млн руб. Франция также обвинила его в отмывании денежных средств и потребовала экстрадиции. Греческий суд удовлетворил запросы всех трех стран. При этом Винник до сих пор находится в заключении в Греции, где ожидает итоги апелляций по его делам.
В феврале 2019 года суд в Бангкоке разрешил экстрадицию в США российского бизнесмена Дмитрия Украинского. Ранее суд разрешил выдать его России. Окончательное решение примут власти королевства. Россиянина задержали в Таиланде по запросу ФБР США летом 2016 года по обвинению в хищениях $30 млн с карт граждан США. Позднее Генпрокуратура России направила запрос о выдаче россиянина. По данным российского следствия, с апреля по май 2013 года он в составе группы похитил более 7,5 млн руб. «путем обмана и злоупотребления доверием». В Таиланде его приговорили к десяти годам лишения свободы за отмывание денег.
В 2017 году Грузия выдала США гражданина России Андрея Тюрина, обвиняемого в хакерских атаках, в том числе в «самой большой в истории краже данных потребителей из финансового учреждения США». После задержания Тюрина его выдачи потребовали и российские правоохранительные органы. Суд счел приемлемым его экстрадицию в обе страны, окончательное решение принял министр юстиции страны.
Кто такой Александр Коршунов
57-летний Александр Коршунов работает в ОДК с 2009 года, на должность директора по развитию бизнеса был назначен год назад, говорится на сайте корпорации. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Коршунов окончил Московский энергетический институт. С 1989 по 1990 год учился в Дипломатической академии МИД СССР, затем работал в консульском департаменте МИД СССР на должности третьего секретаря, вице-консулом в Стамбуле. С 1995 по 1999 год работал на должности второго секретаря МИДа, затем работал первым секретарем постпредства России при Организации ООН по окружающей среде (UNEP) в Кении.
В 2003 году Коршунов ушел работать в группу компаний «Каскол» на должность вице-президента по развитию бизнеса и кооперации. В 2006-м стал гендиректором компании «Астрасистемс».
В 2009 году был назначен в ОДК директором по маркетингу и продажам. Уже работая в ОДК, Коршунов учился в Высшей школе экономики по программе Executive Master of Business Administration «Управление реформируемыми предприятиями ОПК». С 2013 по 2015 год проходил обучение по программе MBA в Венском университете экономики и бизнеса.