В Санкт-Петербурге усиливается противостояние городского правительства и компании «Метрострой». Как результат – в городе перестали стоить новые станции метрополитена, а ведь отдельные районы без подземки натурально задыхаются. В чем же суть конфликта, от которого страдает вся вторая столица?
Примечательно, что противостояние Смольного и ОАО «Метрострой», начавшееся при прежнем губернаторе, при новом, Александре Беглове, не только продолжилось, но и углубилось. Если говорить совсем прямо – комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по строительству горадминистрации считают, что метростроевцы срывают сроки и банально халтурят при выполнении работ. Те, в свою очередь, приводят свой аргумент – а вы платить собираетесь вообще?
«После блокады быстрее строили»
В конце января Смольный разорвал имеющиеся контракты с компанией «Метрострой». Официальная причина, по версии властей, многочисленные нарушения договоров по госконтрактам. В основном они касаются сроков сдачи объектов. Руководитель ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Вячеслав Урусов пояснил: «Вот пример. Фрунзенский радиус, это станции метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», подрядчик должен был сдать его к 20 декабря 2018 года. Но объекты готовы на конец января 2019 года примерно на 80%. На них большое количество недоделок».
В кулуарах чиновники высказываются «не под запись» еще более жестко: «Ведь это ж новые станции метро, а там уже то коррозия, то грунт «поехал», то насыпь «ушла», а сроки! После войны и блокады быстрее станции строили!».
Также у Смольного есть подозрение, что руководство «Метростроя» намеренно использует меньшее число рабочих, чем надо по нормативам – для определенной экономии в пользу «офисных сотрудников». Работяги по этому поводу даже объявляли голодовку.
Главный вопрос, как всегда, денежный. У горправительства аргументы в этом разрезе такие: был аванс для «Метростроя» в размере 1,8 млрд рублей, по которому компания должна была 484 млн рублей израсходовать на закупку оборудования, 764 млн рублей – на материалы, 600 млн рублей – на строительно-монтажные работы, и еще 50 млн рублей – на графу «прочее». Ну а ОАО «Метрострой» якобы купило техники на 189 млн рублей, а еще 663,8 млн рублей потратило на погашение кредита. Куда делись остальные деньги, и вовсе широкой общественности неизвестно. Впрочем, Смольный почему-то не предпринимает попыток обращаться в правоохранительные органы. Пока контрактами «Метростроя» заинтересовалась только Федеральная налоговая служба. И особенно многочисленными «дочками» компании.
«Не мы виноваты в коррупционном долгострое»
А каковы аргументы «Метростроя»? В компании корреспонденту «Нашей версии» рассказали, что собираются подавать на горправительство в суд. Причина – задержки Смольным выплат по отдельным объектам. Именно из-за этого, настаивают в «Метрострое», штат не укомплектован нужным образом, что в свою очередь сказывается на сроках строительства. Главное, и сейчас, по сути, идут сокращения. Рабочим банально нечем платить – и в этом якобы также виноват Смольный, который по уже готовым объектам долго согласовывает документацию и приемку, и, соответственно, конечную выплату средств по госзаказу. Кроме того, в «Метрострое» откровенно обижены тем, что комитет по строительству администрации Санкт-Петербурга подал иски к нему о взыскании 1,4 млрд рублей непогашенных авансов по стройке стадиона на Крестовском острове. Том самом, который печально прославился на всю страну.
Сотрудник «Метростроя» на правах анонимности рассказал «Нашей версии»: «Но ведь не мы устроили там коррупционный долгострой, а город с какими-то мутными подрядчиками. Метростроевцы впряглись, когда вдруг стало понятно, что арену город может просто не успеть возвести к чемпионату мира. Вот это было бы неслыханный позор! И мы тогда работали в три смены, в том числе, не побоюсь казаться пафосным, из патриотических соображений. Помогали городу, стране. А сейчас нам в комитете по строительству предъявляют недоделки на стадионе. Еще бы им не быть, если сдавался он в авральном порядке! А всех собак повесили на нас. Как так?».
Действительно, к строительству стадиона, который теперь называется «Газпром
-арена», «Метрострой» приступил только к концу 2016-го, за полтора года до чемпионата мира. Уже когда все возможные сроки срывались, и дело пахло керосином. Притом, строительство таких объектов не является для компании приоритетной, что, собственно, явствует из ее названия. Стадион таки построили, не без огрехов, конечно, в которых теперь бывший вице-губернатор Виктор Албин обвинил почему-то бакланов, но все же.
Станции консервируются
Сейчас стройки метро в Санкт-Петербурге по факту заморожены. Это касается прежде всего Лахтинско-Правообережной ветки. Те, что велись «Метростроем», сейчас консервируются, их вроде как должен продолжить новый подрядчик. Вот только в самом городе взять его просто неоткуда. Нет таких компаний, в чью бы компетенцию входило весьма непростое дело, такое как строительство метро. Между тем город без новых веток и станций ощутимо страдает. К примеру, сейчас в связи с конфликтом Смольного и «Метростроя» де-факто отказались от Красносельско-Калининской линии, а она очень нужна. Один из крупнейших районов Петербурга– Красносельский (318 тысяч жителей) - вообще не имеет станций метро. Транспортная ситуация там – адовая.
Посмотрим, как новый губернатор Александр Беглов будет разбираться с этой проблемой. У него на носу выборы. Спор Смольного и «Метростроя» все обостряется, и создается впечатление, что уже нужен третейский судья из «федералов». А то в городе уже появился мем – «поМЕТРОсили нас и бросили».