Председатель Поволжского территориального банка ПАО Сбербанк не сидит сложа руки после скандала вокруг банкротства Антипинского НПЗ. В СМИ появились новые версии событий еще одного громкого тюменского банкротства, связанного с ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола». О нем стало известно в 2017 году.
Тогда сразу несколько федеральных и региональных СМИ написали о том, что некогда успешное предприятие проходит процедуру банкротства и пытались выяснить причины происходящего.
Вкратце напомним, как развивались события. ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола» является знаковым для Тюменской области предприятием. Оно было открыто осенью 2007 года в поселке Винзили, расположенном в 26 км от Тюмени. Оснащенный современным оборудованием, завод всего за несколько лет вышел на проектную мощность (32 тыс. тонн металлоконструкций в год), а затем увеличил ее еще на 30% – до 47 тыс. тонн. «Тюменьстальмост» не только принимал участие в крупнейших стройках области, но и поставлял свою продукцию по всей России и на экспорт. На предприятие, ставшее одним из ведущих в Тюменской области, регулярно наведывалось местное и отраслевое руководство, его приводили в пример, строились планы по развитию.
Но прошло несколько лет, и картина кардинально изменилась. К 2017 году «Тюменьстальмосте» уже лежала огромная долговая нагрузка, а все заводские постройки и оборудование заложены, накопились многомиллионные долги по зарплате сотрудникам. По требованию Западно-Сибирского Банка Сбербанка, которому предприятие задолжало более 1,5 миллиардов рублей, на заводе была запущена упрощенная процедура банкротства и введено конкурсное производство. Требование Западно-Сибирского банка Сбербанк было включено в реестр требований кредиторов ООО «Тюменьстальмост», как обеспеченное залогом имущества должника.
Контролируемое банкротство головной компании, по мнению топ-менеджеров Западно-Сибирского банка, позволило бы привлечь на завод нового инвестора, начать исполнение финансовых обязательств и вновь запустить производственные процессы.
В итоге Арбитражный суд Тюменской области 21 июня 2018 года признал «Тюменьстальмост» (бенефициаром которого на тот момент являлся бизнесмен Александр Забарский – Прим. Ред) несостоятельным (банкротом), и в отношении него летом 2022 года было закрыто конкурсное производство.
Во-первых, был нанесен ущерб бюджету Тюменской области, а, во-вторых, в деле о банкротстве предприятия фигурируют топ-менеджеры государственного Сбербанка, которые, по сути своей являются госчиновниками. Своими же действиями они, возможно, сознательно привели некогда успешное предприятие к банкротству. Поэтому мы решили собрать дополнительную информацию от непосредственных участников этого дела.
Первый, к кому мы обратились был Александр Забарский – ему ранее принадлежал «Тюменьстальмост». Немаловажная деталь: в качестве руководителя других компаний фамилия Забарского упоминалась в нескольких многомиллиардных скандалах при строительстве важных инфраструктурных проектов – мостовых переходов в разных регионах России (через реки Кама, Буй, Надым). Его имя тогда фигурировало во многих публикациях федеральных и региональных СМИ.
На вопрос, почему успешное предприятие по производству стратегических металлоконструкций оказалось банкротом, он заявил, что это связано с серьезными разногласиями и уходом из бизнеса его бывшего компаньона Сергея Полевикова.
Однако он отказался отвечать на вопрос, в связи с чем было принято в свое время решение взять кредит в региональном подразделении Сбера и почему чуть позже официальный представитель банка (на момент банкротства это был Александр Анащенко, председатель правления Западно-Сибирского банка Сбербанка, основной залоговый кредитор ООО «Тюменьстальмост» – прим. Ред.) решил продать этот актив.
Александра Анащенко, посвященные в суть конфликта, называют главным идеологом и вдохновителем всех финансовых процессов по «Тюменьстальмосту». Его специалисты занимались и делами предприятия-банкрота. Так Сергей Лепихин, бывший работник отделения Западно-Сибирского Банка Сбербанка, впоследствии работал начальником финансового отдела «Тюменьстальмоста». Вячеслав Мещеряков, в рамках действующего сотрудника центрального офиса Западно-Сибирского Банка Сбербанка неофициально консультировал предприятие по вопросам финансов и экономики, в том числе и приезжал на завод. Марат Нигматзянов, бывший работник центрального офиса Западно-Сибирского Банка Сбербанка позже стал финансовым директором ТСМ.
Всем им было отправлено письмо следующего содержания: «В распоряжении нашей редакции имеются документы и материалы о банкротстве предприятия «Тюменьстальмост им. Тюменского Комсомола». Из них следует, что за сложной финансовой комбинацией может стоять личный интерес топ-менеджеров региональных подразделений Сбера. Мы проверяем эту информацию. В рамках журналистского расследования, можем задать Вам несколько уточняющих вопросов?».
Никто из них ответить на наши вопросы не согласился.
Что ж, в ситуации, когда все действующие лица не готовы общаться со СМИ, видимо, им придется ответить на вопросы внутреннего расследования, которое, надеемся, проведет руководство Сбера. Служба безопасности этой кредитной организации должна, на наш взгляд, выяснить, в чьих интересах могли действовать региональные топ-менеджеры госбанка, нет ли в их действиях корыстного умысла, а их операционная деятельность велась в интересах кредитной организации или же своих собственных? И какова в этой истории роль Александра Анащенко, ныне председателя Поволжского территориального банка ПАО Сбербанк?
Этот банкир уже успел «засветиться» в громких скандалах с предприятиями Тюменской области, может, и в Поволжье от него стоит ожидать новых «банкротных чудес»?