Активы умершего на Занзибаре миллиардера Сосина ждет передел

Источник
Основатель торговых сетей "Старик Хоттабыч", OBI и Modi Игорь Сосин умер на острове Занзибар, где находился на отдыхе с дочерью Таисией и своей молодой подругой. 
По предварительным данным, причиной смерти 53-летнего бизнесмена мог быть инфаркт. Миллиардера преследовали проблемы в бизнесе, сложный бракоразводный процесс, что сказывалось на его состоянии. Лайф разбирался, кто может претендовать на деньги Сосина.

Дела семейные

В последние месяцы Игорь Сосин разводился со своей второй женой Инной, на которой женился в 2013 году в Монако. К моменту его отпуска юридические формальности все еще не были закончены, и, как говорили в окружении Сосина, бизнесмен очень тяжело переживал ситуацию, был морально истощен.

В марте 2020 года миллиардер был доставлен в московскую больницу в Коммунарке с двухсторонней пневмонией, один из тестов на коронавирус дал положительный результат.

На Занзибар он поехал, чтобы привести себя в чувство, взяв с собой в путешествие дочь и молодую любовницу. В свою очередь Инна со своим новым другом отправилась отмечать Новый год на Багамские острова. Узнав о смерти супруга, она немедленно вылетела в Москву.

Последние пять лет жизни Сосина спокойными не назовешь. В 2015 году его сын Егор убил собственную мать Анастасию Сосину. 19-летний парень задушил ее проводом от зарядки смартфона в номере отеля в Казани, куда оба приехали на тренинги по духовным практикам четы Хеллингер стоимостью от 25 до 50 тысяч рублей. После убийства суд отправил сына миллиардера на принудительное лечение.

А в 2018-м отметился скандалом уже пасынок Сосина — Вячеслав. Охранник подростка, которому тогда было 13 лет, избил рэпера Гуфа (Алексей Долматов) из-за слишком короткого выступления артиста. Тогда певец обратился в полицию.

Спор на 100 млн рублей

В первую очередь родственникам предстоит решить оперативные вопросы. В последние годы бизнес миллиардера увяз в судебных тяжбах и корпоративных конфликтах. Одним из главных был суд с бывшей руководительницей сети Modi Ольгой Герасимовой.

Modi, принадлежавшая Сосину, требовала 102 миллиона рублей от Герасимовой, которая управляла этим бизнесом до 2019 года. В иске в Арбитражный суд Москвы компания указывает, что это размер ущерба, который она якобы причинила.

Подробностей в заявлении не приводится. Задачей Герасимовой было модернизировать и развивать бизнес. Но, похоже, ей не удалось реализовать грандиозные планы Сосина — за три года открыть 500 магазинов по всей России. На деле получилось запустить меньше сотни маркетов Modi. Но даже при таких объемах корпорации удается каждый год получать выручку до 1,5 млрд рублей.

Были и мелкие суды с контрагентами: рекламное агентство Grape (преобразовано в Possible) взыскало с компании Сосина почти 5 млн рублей, а фирма "Славянка" требовала 4,2 млн рублей.

Компания АО "Одежда 3000", торгующая под вывеской Modis, в период с 2016 по 2020 год почти 80 раз была ответчиком по искам на общую сумму более чем в 300 млн рублей. Впрочем, для фирмы с выручкой почти в 10 млрд рублей это не так и болезненно.

Интересно, что "Одежда 3000" — это наиболее прибыльный актив в бизнес-империи Сосина. Например, Modis за прошлый год смогла выручить полтора миллиарда рублей, а в судах потеряла только 17 млн.

Под присмотром налоговиков

У Сосина также могли быть проблемы с ФНС. В финансовой отчетности компаний миллиардера налоговики заметили подозрительно низкую рентабельность продаж и низкие зарплаты по рынку, что, по мнению фискальной службы, может означать сокрытие доходов и уход от уплаты НДФЛ.

Около десятка компаний Сосина были ликвидированы по решению ФНС. Например, фирма "Крона Макс", ранее принадлежащая Сосину, где долю также имел шотландский офшор "Титанум трейд лимитед". Об этом свидетельствуют данные "СПАРК-Интерфакса".

К слову, действующие компании Сосина тоже зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Канцтовары Modi и сеть магазинов одежды Modis на 100% принадлежат кипрским организациям.

Наследство на миллиард

Ежегодная выручка компаний Игоря Сосина превышает 11 млрд рублей. Его фирмы арендуют 70 объектов недвижимости по всей России. К примеру, точки Modi есть в торговых центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Петрозаводска, Ростова-на-Дону.

Наиболее вероятными наследниками активов скончавшегося миллиардера пока выступают его дети. Это 18-летняя дочь Таисия и старший сын от первого брака Антон. Девушка ведет закрытый образ жизни: аккаунты в соцсетях, похоже, она удалила после убийства матери в 2015 году. Антон Сосин сейчас является владельцем московской компании "Лиа-Инвест", которая занимается сносом зданий. Гендиректор его фирмы Семен Слуцкий также руководит главным активом скончавшегося миллиардера — АО "Одежда 3000". Еще один сын Сосина — Егор — после убийства матери был отправлен на принудительное лечение. Формально бизнесмен находился в состоянии развода со своей последней женой. Теоретически она остается в списке прямых наследников, которые могут претендовать на его активы.

— Если Сосин не успел составить завещание, то основных наследников три: дочь Таисия, сын Антон и супруга Инна. Если сын Егор невменяем и сейчас находится на принудительном лечении, вряд ли он сумеет вступить в наследство просто физически. Если Инна на момент смерти Сосина все еще была его законной супругой, то она может заявить права на наследство. В случае когда брак был зарегистрирован в Монако, через суд его могут признать законным и в Российской Федерации, — пояснил адвокат Максим Калинов.

Илья Титов, старший партнер адвокатского бюро Q&A, руководитель практики семейного и наследственного права, считает, что заявление о расторжении брака, поданное супругой Сосина до его смерти, может частично повлиять на то, какое имущество ей достанется:

— Следует разделять вопросы расторжения брака, раздела супружеского имущества и наследования. Брак прекращается в момент смерти. Поэтому вопрос о расторжении брака в судебном порядке более не актуален.

Тот факт, что последние месяцы Сосин и его супруга находились в состоянии бракоразводного процесса, может повлиять на то, какое имущество получит жена, но не кардинально, как объясняет Титов.

— Важно, как в суде определят момент прекращения ведения совместного хозяйства супругами. Обычно такая информация указывается в исковом заявлении. Соответственно, этот факт может повлиять на распределение имущества.

Наследственное планирование могло бы помочь избежать проблем в управлении бизнесом в период получения наследства, считает Титов.

— Вопросы наследования связаны с тем, какой объем имущества будет в суде признан супружеским, то есть совместным имуществом [Сосиных]. Будет выделена доля каждого супруга, а затем имущество, причитающееся умершему, будет делиться между наследниками. Если вопрос наследования не был решен заранее, имущество разделят в равных долях между наследниками. Вопросы возникнут с управлением этими активами в переходный период. Наличие механизмов управления бизнесом в период оформления наследства могло бы позитивно повлиять на операционную деятельность предприятий.

Когда речь идет о больших деньгах, родственникам не всегда удается договориться. Так, например, случилось с наследством недавно погибшего бизнесмена Дмитрия Босова. Мать и дети судились за активы с вдовой. Это 43% в компании "Аллтек", контролирующей корпорацию "Сибантрацит" — одного из крупнейших в мире добытчиков антрацита.

Возможно, Сосин не исключал, что с ним может что-то случиться, поэтому заранее написал завещание. Пока его юристы молчат.
Персоны Компании
Семейный кошмар и суды на сотни миллионов. Кому достанутся активы миллиардера Сосина
По предварительным данным, причиной смерти 53-летнего бизнесмена мог быть инфаркт. Миллиардера преследовали проблемы в бизнесе, сложный бракоразводный процесс, что сказывалось на его состоянии
"Сибантрацит", FESCO и дело Грудинина: 10 главных бизнес-конфликтов года
Судебный локдаун замел бизнес-конфликты под ковер, но не снизил их числа. Наоборот, сокращение источников прибыли в российской экономике подстегнуло передел собственности. 
Хотин, Харитонин, Годеев: в чьих руках побывала «Горбушка»
Московские власти разрешили построить на месте торгового центра «Горбушкин двор» жилой район. Кому легендарный рынок помог сколотить состояние и что с «Горбушкой» происходит сейчас.
Вдова Босова осталась и без Bentley, и без «Аллтека»
Одинцовский суд не согласился с утверждением вдовы миллиардера Босова о том, что он использовал деньги от продажи ее Bentley для сохранения контроля в бизнесе. 
Литвак накинулся шакалом на "Сибантрацит"
Скандальный бизнесмен намерен купить угольную компанию у наследников Дмитрия Босова за государственные средства.
Максим Барский не стал дожидаться самого "справедливого суда"
Бывший глава "Сибантрацита" успел сбежать из РФ через Белоруссию.
Максима Барского выкурило в Штаты
Вопрос о мере пресечения бизнесмену будет рассмотрен заново.
Босова могли довести до самоубийства
Крупнейший акционер и глава совета директоров группы «Аллтек» Босов совершил самоубийство в мае. О возбуждении дела до этого известно не было.
Максим Барский стал фигурантом дела о провозе наркотиков в РФ
Члена совета директоров Сибантрацита пока освободили под залог 1 миллиона рублей.
Максим Барский «присел» не только за наркотики, но и за уголь
Задержание известного бизнесмена может быть связано с борьбой за компанию «Сибантрацит», развернувшейся после самоубийства Дмитрия Босова.
Максим Барский прилетел в Россию на наркотиках
Бывший глава Сибантрацита попался в "Шереметьево" на провозе наркотических препаратов.
Задержание Барского пахнет углем
Задержание члена совета директоров «Сибантрацита» Максима Барского, который, по версии таможенников, пытался провезти самолетом из Нью-Йорка в Москву наркотики, выглядит очень странно на фоне борьбы за наследство друга и партнера Барского, миллиардера Дмитрия Босова. Год назад бывший гендиректор «Сибантрацита» Барский признавался, что у него есть доля в этой компании.
Катерина Босова зря раскатала губы на бизнес мужа
Суд наложил обеспечительные меры на долю в компании "Аллтек" в рамках иска матери Дмитрия Босова и его детей.
Мать и сыновья Босова судятся с его вдовой из-за наследства
Мать и дети Дмитрия Босова от первых двух браков подали иск против его вдовы Катерины Босов. Они оспаривают переход к ней половины доли бизнесмена в группе «Аллтек» (контролирует «Сибантрацит»), созданной до его третьего брака.
Битва за угольную империю: как вдова миллиардера Босова борется за активы мужа и кто ей противостоит
Вдова Босова Катерина унаследовала от мужа один из крупнейших российских угольных холдингов. Вместе с ним ей достался целый ворох конфликтов с бывшими партнерами миллиардера, которые претендуют на часть его бизнеса.
Роковой опцион
Партнеры «Ростеха» претендуют уже более чем на 90 % в порту Вера, половина которого принадлежит наследникам Дмитрия Босова.
Сергей Чемезов претендует на портовое наследство Дмитрия Босова
«Ростех» с партнерами обратился с иском к наследникам Дмитрия Босова — по их версии, они могут увеличить долю в порту Вера из-за смены состава его акционеров и смерти бизнесмена. Наследники считают, что оснований для опциона нет.
На вдову Босова напали рейдеры
Глава «Сибантрацита», вдова Дмитрия Босова Катерина, заявила о рейдерской атаке на компанию. Инициатор, по ее версии, бывший партнер ее мужа Александр Исаев и группа инвесторов.