Активы никелевого гиганта ускользнули от «Траста»

Источник
Имущество осело в подконтрольных «Уфалейникелю» фирмах. 
Банк «Траст» пытается вернуть контроль над активами, выбывшими из имущества «Уфалейникеля». До банкротства предприятие создало несколько юрлиц, передав туда заложенные по кредитам технику, оборудование и прочее имущество. Официально представители «Уфалейникеля» сообщали о перспективах появления в новых фирмах нескольких сотен рабочих мест, но за несколько лет существования не было создано и десятой доли от заявленного. Активы компаний в течение нескольких лет буквально таяли, а сама передача их не оспаривалась. Одна из фирм даже учредила некий «Кварцит», получивший статус резидента ТОСЭР в Верхнем Уфалее и якобы планировавший развивать бизнес, в том числе, на базе материнской компании. Самому банку, впрочем, будет крайне проблематично вернуть в полном объеме заложенное имущество – использующие их юрлица уходят в банкротство, а финорганизация в этом случае претендует лишь на место в третьей очереди кредитов. Само наличие имущества на балансе близких менеджменту «Уфалейникеля» фирм также вызывает вопросы у банка. Значительная его часть, по мнению знакомых с банкротством собеседников издания, была продана, причем, вероятно, «с ведома конкурсного управляющего и попустительства банка». Сейчас команда «Траста» якобы меняется, но госсредства эти рокировки уже не вернут.

ФНС подала иски о банкротстве ООО «Черемшанский мрамор» и ООО «Абразив-Нико», уставный капитал которых на 100% принадлежит признанному банкротом ООО «Уфалейникель». С высокой долей вероятности в число кредиторов включится госбанк «Траст».

На протяжении более чем года финорганизация добивается наложения взыскания на имущество этих двух компаний, а также ООО «Курминский кварцит», ранее заложенное по взятым «Уфалейникелем» займам.

Указанные конторы были созданы за  месяц до подачи иска о банкротстве никелевого гиганта, заявившего о собственной ликвидации. Новые юрлица презентовались представителями «Уфалейникеля», откуда было сокращено 2 тысячи сотрудников, как производства, нацеленные на создание 500-600 рабочих мест.

Только на «Курминском кварците» (с 2020 года 60% принадлежит ООО «Уфалей-Инвест» Александра Комарова и Анны Титовой, 40% – АО «К12» Дмитрия Черноскутова) якобы планировалось организовать порядка 180 мест. Однако за 4 года во всех трех организациях не было создано и 60 вакансий. Сами они показывают убыточность, а количество активов на балансе за 4 года снизилось.  Изначально в уставные капиталы трех юрлиц было внесено имущество на общую сумму более 300 млн рублей.

«Ситуации, связанные с банкротством «Уфалейникеля» и «Режникеля», чьи активы изначально были заложены по кредитам «Бинбанка» (санирован в 2017 году) на 15 млрд, во многом похожи. До начала банкротства активы по заниженной цене переводились на другие юрлица, а затем перепродавались. В Реже активы продавались компании «Белый камень», а часть средств от их последующей продажи вернулась в «Режникель», в том числе на оплату процедуры конкурсного управления. В Уфалее имущество была передано «Уфалейскому мрамору», а затем часть его перепродавалась», – делится своим видением ситуации источник издания, знакомый с ходом банкротства компаний.

При этом сделки о передаче имущества «Уфалейскому мрамору», «Абразив-Нико», «Курминскому кварциту» ни со стороны первого конкурсного управляющего Максима Александрова, ни второго Станислава Кафлевского не оспаривались. В настоящее время трехлетний срок для их расторжения истек. При этом был подан ряд заявлений об оспаривании иных сделок.

Например, в части уступки требований на 1,1 млрд рублей к «Режникелю» за 200 млн рублей. Это заявление суд удовлетворил, однако в ряде иных требований о признании сделок о продаже имущества недействительными отказал. Прояснить ситуацию Станислав Кафлевский в беседе с изданием отказался, потребовав «официальный запрос на бумажном носителе».

«К деятельности конкурсных управляющих на «Уфалейникеле» и «Трасту», как основному кредитору, который должен был их контролировать много вопросов. Управляющими назначались руководители подконтрольных обществ, которые должны были отчитываться о деятельности компаний. Банк длительное время занимал пассивную позицию в банкротстве, но сейчас его команда меняется», – оценивает ситуацию собеседник издания.

По данным «Контур.Фокус», «Курминский кварцит» и «Абразив-Нико» с 2018 года возглавляет Артем Салазкин, «Черемшанский мрамор» – его бизнес-партнер Дмитрий Войтенко. Последний в 2018 году также возглавлял ООО «Белый камень», которое приобрело ряд активов «Режникеля», а сейчас находится в стадии банкротства. На обращения издания в компаниях «Уфалейникеля» не ответили.

В администрации Верхнего Уфалея значительной активности фирм не наблюдают, за исключением учрежденного «Курминским кварцитом» ООО «Кварцит». Компания получила статус резидента ТОСЭР Верхнего Уфалея и заявила о намерении создать в этом году 33 рабочих места. По данным чиновников администрации Верхнего Уфалея, резидент ведет работу на карьере «Курминского кварцита», использует его производственную базу, занимается добычей и обогащением кварцита.

«Не думаю, что на деятельности «Кварцита» скажется ситуация со взысканием залога «Траста» (с «Курминского кварцита». – Прим. ред.). Не так давно встречались с директором, никаких проблем не поднимали. Сейчас там (владеют предприятием) новые люди», – поделился мнением и.о. начальника отдела экономического анализа и развития мэрии Андрей Батраков.

Оценивая ситуацию, знакомые с банкротством «Уфалейникеля» юристы указывают на вероятность передачи активов  «Курминского кварцита» принадлежащему ему на 51% резиденту ТОСЭР (остальные 29,4% контролирует Эльфат Исмагилов, 19,4% – Алексей Касьяненко). В этом случае вернуть заложенное имущество банку будет фактически невозможно – «формально сделка будет считаться чистой, а покупатели – добросовестными».

Причем подобные схемы «вывода активов», считают собеседники издания, имели в банкротствах «Режникеля» и «Уфалейникеля» массовый характер. Вернуть заложенное в банке имущество, переданное аффилированным с «Уфалейникелем» фирмам, даже в случае банкротства последних будет «практически невозможно».
Персоны Компании
Михаил Гуцериев тонет вместе со своим обнальным племянником
Микаил Шишханов подозревается в выводе через Бинбанк 700 миллионов долларов для своего дяди. Ему подан иск в лондонском суде.
Племянника Михаила Гуцериева подозревают в играх с бумагами O1 Group
Предприниматель Микаил Шишханов может быть причастен к мошенничеству с облигациями на полмиллиарда долларов. Какая роль во всем этом у его дяди, олигарха-должника Михаила Гуцериева.
Над "Уфалейникелем" сгустился Искандер Махмудов
Над покупкой обанкротившегося "Уфалейникеля" задумалась РМК Игоря Алтушкина. Правда, кажется, денег у погрязшего в офшорах олигарха на это нет, а потому действовать он может в интересах УГМК Искандера Махмудова и Андрея Козицына. Уралу готовиться к новому отравляющему цинковому производству?
Михаил Гуцериев подкинул себе угля
Михаил Гуцериев доведет "Кузбасскую топливную компанию" до массовых сокращений и полного развала?
Владислав Шацилло забил на рудник
Помощь правительства владельцы «Бакальского рудоуправления» не принимают, но с остановкой предприятия без средств к существованию может остаться около 1000 семей. 
Секрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева
На кредиты Бинбанка, которым руководил Микаил Шишханов, банк «Рост» инвестировал в девелоперский, нефтегазовый и калийный бизнес «Сафмара».
Гуцериеву и Шишханову стоит выписать больничный
Скандальные бизнесмены свалили свои проблемы на государство. Под вопросом теперь будущее подконтрольных им пенсионных фондов.
ЦБ РФ замахнулся на Михаила Шишханова и Михаила Гуцериева
Лицензия у "Бинбанка", подконтрольного бизнесменам, может быть отозвана в ближайшее время.
Атлантида клана Гуцериевых-Шишханова
Бизнес-империя Михаила Гуцериева и его племянника, Михаила Шишханова, трещит по швам. Главная проблема - груз долгов, пока остается нерешаемой.
Техносила осталась без денег
Федеральная сеть магазинов бытовой техники и электроники «Техносила» может прекратить свое существование. Владеющий ею клан Гуцериевых-Шишханова уже отказался платить поставщикам своевременно.
Банкротных дел мастер Гуцериев
Бизнесмен ликвидирует стратегическое предприятие "Уфалейникель" на Урале.
Михаил Гуцериев начал охоту на общаги
Группа "Сафмар", совладельцем которой является Михаил Гуцериев, собирается реконструировать старые общежития. Для этих целей Сафмар даже создал специальную фирму под названием "Пионер эстейт".
Миллиардер Гуцериев уничтожает Уфалейникель
Михаил Гуцериев увольняет рабочих "Уфалейникель" из-за падения цен на никель, а на кредиты от банков скупает акции "М.Видео" и "Эльдорадо".
Михаил Гуцериев зарежет "Уфалейникель"
Миллиардер Михаил Гуцериев, потративший более 20 млн евро на свадьбу сына, решил уволить 95% персонала уникального предприятия «Уфалейникель» в Челябинской области.
Бизнес Гуцериева пошел нефтяными пятнами
Опутанный долгами Михаил Гуцериев продолжает скупать активы в бешеном темпе.
Никеля ни двора
«Уфалейникель» с 1 апреля бессрочно останавливает производство.
Михаил Гуцериев захлебнется нефтью
«Русснефть» Михаила Гуцериева намерена сохранить объемы добываемой нефти. Позволит ли ей это сделать внушительная кредиторская задолженность?
"Уфалейникель" не справляется с рынком
Предприятие может быть закрыто.