Двадцать второго января Лефортовский суд Москвы, по сообщению на его сайте, удовлетворил ходатайство следователя Следственного управления ФСБ и арестовал жительницу Вязьмы (Смоленская область) Светлану Давыдову, подозреваемую в измене родине в форме шпионажа (ст. 275 Уголовного кодекса, от 12 до 20 лет лишения свободы). Как рассказал «Ведомостям» муж Давыдовой Анатолий Горлов, в постановлении на арест, которое он получил от следственных органов, было написано: в апреле 2014 г. Давыдова обнаружила, что расположенная неподалеку от ее дома воинская часть (бригада радиоразведки) опустела, а в ходе поездки на маршрутке услышала разговор военнослужащего по телефону, в котором он говорил об отправке военнослужащих этой части небольшими группами в штатском в Москву и оттуда в командировку. Решив, что речь идет о командировке в Донецк, говорится в постановлении следователя, Давыдова позвонила в посольство Украины и сообщила эту информацию. По словам Горлова, его жена точно никогда не занималась никаким сбором военной информации ни по чьему заданию, а если и звонила в посольство, то сделала это эмоционально, имея антивоенные взгляды. В семье Горлова и Давыдовой семеро детей, младшей дочери — два месяца, она сейчас оставлена на попечение отцу, подписавшему документ о том, что он несет за нее ответственность, рассказал «Ведомостям» супруг Давыдовой. ФСБ вчера ситуацию не комментировала.
Давыдова, по словам ее супруга, собиралась после окончания декретного отпуска продолжить работу над диссертацией в Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности, куда она поступила после окончания швейного училища и техникума, она была также активистом КПРФ. В 2000-2004 гг. Давыдова была депутатом Вяземского горсовета от КПРФ, продолжала интересоваться общественной жизнью и позднее. Так, летом 2013 г. через интернет-приемную она направила запрос лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову о невыдаче школьникам Вяземского района бесплатных учебников, на сайте партии приводится заявление Миронова, что он поручил разобраться с письмом.
Действующая с 2012 г. формулировка ст. 275 считает государственной изменой не только передачу иностранному государству секретной информации, которая была доверена лицу или попала в его распоряжение, но и оказание «иной помощи» иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности России. По словам адвоката Андрея Андрусенко, что это за «иная помощь», нигде не описано, но в любом случае исходя из известной информации невозможно считать, что Давыдова знала, что услышала секретные сведения или увидела секретный вид опустевшей воинской части. Невозможно доказать и то, что она передала именно секретные сведения, а не свои предположения. Кроме того, государственная тайна не может быть вымыслом, а об отсутствии российских войск в Донецке не раз заявлял МИД России.
Арест Давыдовой спустя девять месяцев после описанных событий мог быть вызван тем, что беременность могла препятствовать следственным действиям и ФСБ дожидалась ее окончания, говорит человек, близкий к спецслужбам. По его мнению, дело выглядит весьма странно: украинские спецслужбы давно ведут разведку в России, но опираются не на посольство, а на родственные связи или аналитическую разведку в интернете — в связи с очень ограниченным бюджетом.
А КАК У НИХ
С начала конфликта в Донбассе СБУ не менее 20 раз сообщала о задержании российских агентов. В сентябре председатель нацбанка Валерия Гонтарева со ссылкой на СБУ заявила, что курс гривны раскачивают 200 агентов ФСБ.