Тг-канал ВЧК-ОГПУ анонсировал откровения Андрея Волонтира еще в ноябре. В публикации телеграмеров бизнесмен из Подмосковья предстал хранителем самого большого документального компромата на представителей ФСБ РФ, так как в прошлом был поочередно агентом сразу трех разных управлений спецслужбы и участвовал в оперативных мероприятиях, зачастую в качестве «подсадной утки».
Как уже писал «БВ» со ссылкой на СМИ и тг-каналы, Волонтир, участвуя в мероприятиях, взаимодействовал с представителями «конторы», вовлеченными в орбиту чиновниками и силовиками, и отчасти был посвящен во внутреннюю кухню самой главной спецслужбы страны. Добровольный друг чекистов записывал абсолютно все свои разговоры как с людьми из ФСБ, так и сопутствующей публикой, и в итоге сосредоточил в своих руках огромный массив аудиокомпромата.
Работать Волонтиру довелось с Шестой службой, Управлением М и Управлением К ФСБ РФ. Именно при работе на Управление К в жизни агента произошла драматическая встреча, которая в конечном итоге привела его в камеру СИЗО. Это управление разрабатывало лидеров таганской ОПГ, с которыми Волонтиру пришлось столкнуться как совладельцу компании «Колар». Но торжество справедливости и громкие посадки рэкетиров обернулись для бизнесмена знакомством с пензенцем Олегом Фоминым, который, если верить слитым в СМИ аудиозаписям, якобы курировал работу арбитражных управляющих СРО АУ «Лига» в интересах чуждых элементов и, возможно, получал с «клиентов» плату за услуги. Но из-за того, что плательщиков усадили за решетку, Фомин, если опять-таки верить аудиозаписям, начал требовать деньги с Волонтира.
Агент обратился в ФСБ, но результат был обескураживающий: по данным «Пасми» (признано иноагентом), оперативник из Управления К сообщил, что за Фомина вступились два руководителя региональных УФСБ. И в итоге начал Волонтир платить, но во время вручения очередного транша в сумме 11 млн рублей пензенца с поличным задержала московская полиция.
Эти события произошли в марте 2020 года, бывший предводитель скандально известной «Лиги» получил приговор от Мещанского суда столицы: в декабре 2020 года Олег Фомин был осужден на 4 года условно и штраф в 20 миллионов рублей по ч.3 ст.204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе в особо крупном размере). Апелляция в марте 2021-го скостила срок всего на полгода, но после кассационной жалобы в конце 2021 года приговор был полностью отменен.
У Волонтира же пошли крупные неприятности. Обычно в подобных случаях взяткодатель получает статус участника оперативного эксперимента, что избавляет его от каких-либо санкций. Но Волонтир этот статус не получил и был доставлен в Следственный комитет по Москве, где ему якобы предложили выдать подлинники аудиозаписей разговоров с Фоминым и признать, что он намеренно спровоцировал бизнесмена на получение взятки.
После отказа бывший агент оказался в Матросской тишине, затем после нескольких попыток самоубийства был переведен в психиатрическое отделение Бутырского СИЗО. Далее суд решил сменить ему меру пресечения на запрет определенных действий и выпустил на свободу. Но обвинение по ч.4 статьи 204 УК РФ (коммерческий подкуп) никуда не делось.
Весной 2021 года Волонтир был вновь арестован, об этой истории довольно много писали, особенно о попытках бывшего агента привлечь внимание руководства ФСБ к ситуации. Кончилось это только лишь тем, что в декабре того же года обвиняемому добавили статью 310 УК РФ (разглашение данных предварительного следствия).
Как писал тг-канал ВЧК-ОГПУ, «в реальности Волонтир тогда слишком увлекся разоблачениями коррупции, записями, и Управление К решило «закрыть» своего бывшего агента».
Однако сделать это оказалось непросто. 4 июля 2022 года судья Ирина Горбулина вернула уголовное дело в прокуратуру и орган следствия. Это решение было обжаловано, но 13 сентября апелляционная инстанция уже окончательно вернула материалы дела о коммерческом подкупе следователям.
Любопытно, что к заседанию на 13 января 2023 года в деле осталась только одна статья – та самая 204, ч.4 УК РФ (коммерческий подкуп). Если верить ВЧК-ОГПУ, это заседание сулит немалые сюрпризы, ведь бывший агент «планирует подробно рассказать о внутренних конфликтах между Шестой службой, Управлением М, Управлением К и УФСБ по Москве и МО».
На суде может прозвучать, как данные подразделения делили между собой коммерсантов и рынок, как «Управление К отжимало имущество у таганской ОПГ, как Управление М вело охоту на главу СУ СКР по Волгоградской области», как строились отношения высокопоставленного сотрудника УФСБ по Москве и МО и экс-помощника начальника УФСБ по Москве и МО. Может всплыть и имя Олега Фомина, которого бывший агент может обвинить в намеренном банкротстве градообразующих оборонных предприятий, о чем сам Фомин якобы сообщал Волонитру в ходе доверительной беседы.
Не исключено, что в этом случае в столичном суде прозвучит история Саратовского авиационного завода, ведь Фомин в середине 2000-х был гендиректором, а затем председателем совета директоров ЗАО «САЗ». На тот момент он возглавлял СРО АУ «Лига» и его подчиненные банкротили стратегическое предприятие. Итогом процедуры стало полное уничтожение авиазавода, сотни гектаров его территории попали в руки близких к «Лиге» компаний. Отметилась «бригада» Фомина и на уничтожении других «стратегов».
На сегодняшний день почти 300 га территорий САЗа возвращены в собственность РФ, но уголовное дело о преднамеренном банкротстве авиазавода, а также персональные уголовные дела по ч.2 ст.201 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжелые последствия) в отношении Фомина как экс-гендиректора ЗАО «САЗ» и бывшего конкурсного управляющего Игоря Скляра никак не дойдут до суда.
Очередная попытка Третьего следственного управления получить утвердительное заключение прокуратуры ПФО на собранные материалы уголовного дела о преднамеренном банкротстве САЗа имела место в октябре. Однако, как и в прошлом году, 265 томов были возвращены следователям на доработку. Когда, наконец, предстанут перед судом Фомин и Скляр в рамках персональных уголовных дел по ч.2 ст.201 УК РФ, неизвестно.
Справка «БВ». Уничтожение САЗа нанесло удар по российскому авиастроению, обороноспособности страны, обернулось потерей работы для тысяч человек, в бюджеты не поступило более 800 млн рублей налогов. Уголовное дело №270016 было возбуждено 2 марта 2016 года в 3-м Следственном управлении СК России по признакам преступлений по ст.196 (преднамеренное банкротство), ст.201 ч.2 (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), ст.199 ч.1 (неисполнение обязанностей налогового агента). За возбуждение дела и объективное расследование несколько лет боролись депутаты Госдумы от КПРФ Ольга Алимова и Валерий Рашкин. Через несколько лет благодаря уголовному делу почти 300 га земель авиазавода, которые прибрали к рукам пензенские дельцы, были возвращены в собственность государства.