Следственный комитет РФ возбудил два уголовных дела в отношении известного московского адвоката Мурада Мусаева. Его обвинили в подкупе двух свидетелей, проходивших по делу об убийстве Юрия Буданова, а также оказании давления на присяжных. Оба дела уже объединены в одно производство с материалами расследования в отношении другого адвоката — Дарьи Трениной, которая вместе с господином Мусаевым защищала убийцу Буданова Юсупа Темерханова. Ей также инкриминируется подкуп свидетеля. Сам Мурад Мусаев отвергает все претензии в свой адрес и считает, что следствие таким образом пытается дискредитировать его в глазах присяжных на процессе по делу об убийстве Анны Политковской, в котором он участвует.
О возбуждении уголовных дел в отношении него адвокат Мурад Мусаев узнал из утренних выпусков новостей. Сообщение стало для защитника полной неожиданностью, поскольку по этому поводу с ним представители следственных органов не общались. "Хотя следователь сначала должен был допросить меня в рамках доследственной проверки, начатой еще в начале 2013 года",— сказал "Ъ" адвокат.
Как уже рассказывал "Ъ", в январе прошлого года доследственную проверку в отношении Мурада Мусаева СКР начал по заявлению свидетеля по делу об убийстве Юрия Буданова Александра Евтухова, который сообщил, что защитник в перерыве между заседаниями угрожал ему. А непосредственно перед этим было возбуждено дело по ч. 1 ст. 309 УК РФ в отношении коллеги господина Мусаева Дарьи Трениной: ей инкриминировали подкуп того же свидетеля Евтухова — ему, по версии следствия, были перечислены 100 тыс. руб. за изменение показаний в пользу защиты. Госпожа Тренина тогда помогала господину Мусаеву защищать обвиняемого в убийстве Буданова Юсупа Темерханова.
В феврале разгорелся новый скандал. Другой свидетель по этому же делу — Руслан Фаталиев написал заявление в правоохранительные органы, сообщив, что Мурад Мусаев заплатил ему 15 тыс. руб., потребовав изменения показаний в суде в пользу обвиняемого.
В результате проверки 6 ноября СКР возбудил в отношении адвоката Мусаева уголовное дело по ч. 4 ст. 309 (подкуп свидетелей в целях дачи ими ложных показаний в составе организованной группы).
Еще одно дело в отношении адвоката было возбуждено в тот же день по ч. 1 ст. 294 УК РФ (вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия). По версии следствия, господин Мусаев и другие лица, "преследуя цель принуждения коллегии присяжных к вынесению вердикта, оправдывающего Темерханова, путем просьб, уговоров, угроз причинения вреда здоровью, а также используя иные формы воздействия, вмешивались в деятельность присяжных заседателей, в том числе предлагали им отказаться от продолжения участия в судебном рассмотрении уголовного дела со ссылкой на мнимые обстоятельства". Позже официальный представитель СКР Владимир Маркин уточнил, что в деле фигурируют имена в том числе и некоторых бывших присяжных, участвовавших в рассмотрении дела. Вчера в следственном комитете "Ъ" уточнили, что "в настоящий момент дела адвоката Трениной и адвоката Мусаева объединены в одно производство".
Сам господин Мусаев все обвинения в свой адрес отверг, назвав их абсурдными. В свою очередь, госпожа Тренина подтвердила "Ъ", что деньги на счет свидетеля Александра Евтухова действительно переводились, но лишь для того, чтобы покрыть его расходы на поездку из Барнаула в Москву, а также на проживание в столичной гостинице. По словам адвоката, это было необходимо, поскольку суд фактически отказался от его допроса, переложив таким образом на защиту расходы по доставке Александра Евтухова на процесс.
По мнению Мурада Мусаева, "СКР намеренно объявил о возбуждении уголовных дел накануне возобновления процесса по делу об убийстве Анны Политковской и предстоящего рассмотрения в Верховном суде РФ апелляционной жалобы на приговор Юсупу Темерханову". "Я считаю,— пояснил адвокат,— что таким образом мои оппоненты из СКР пытаются воздействовать не только на меня, но и на присяжных, которым предстоит вынести вердикт по делу об убийстве Политковской. Это сигнал для них, что в случае вынесения оправдательного вердикта их могут заподозрить в сговоре с защитой".
Между тем адвокат не исключает, что в ближайшее время следователи могут обратиться в суд с ходатайством о его аресте. "Я на всякий случай уже приготовил ботинки без шнурков",— резюмировал адвокат.