«Адамас» озолотит соседей

Источник
Холдинг откроет магазины в ближнем зарубежье.
Российский ювелирный холдинг «Адамас» с этого года будет запускать франчайзинговые магазины за рубежом. Первые появятся в Белоруссии и Казахстане, в дальнейшем планируется открывать их и в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Искать новые рынки сбыта «Адамас» мог вынудить кризис, который продолжает негативно сказываться на продажах ювелирных изделий в России, полагают эксперты.

О планах «Адамаса» открывать ювелирные салоны за пределами России “Ъ” сообщил представитель компании. По его словам, первые восемь магазинов до конца этого года должны появиться в Белоруссии и Казахстане. В дальнейшем ювелирный холдинг намерен открывать их также в других странах, входящих в ЕАЭС. Новые магазины «Адамаса» будут работать по франчайзингу. Их площадь, уточнили в компании, составит 30–60 кв. м. Партнер-франчайзи будет получать 40% от выручки, срок окупаемости магазина рассчитан на 1,5 года.

Холдинг «Адамас», основанный в 1993 году, является крупным производителем и продавцом ювелирных украшений в России. У него более 200 собственных магазинов в 77 городах. Продукция компании экспортируется более чем в 20 стран, включая Великобританию, Турцию, ОАЭ и Саудовскую Аравию. Согласно данным Kartoteka.ru, в 2016 году суммарный оборот структур холдинга — ООО «Адамас-ювелир» (в стадии ликвидации), ООО «Адамас-Ювелирторг» и ООО «Столичный ювелирный завод» — составил 5,89 млрд руб.

Выход за рубеж посредством франчайзинга дает возможность тестировать новые рынки с меньшими затратами и в более сжатые сроки, рассуждает эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co Ирина Куликова. В дальнейшем, полагает она, «Адамас» сможет выкупить бизнес у франчайзи или начать параллельно развивать собственную розницу.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает выход «Адамаса» на рынки стран ЕАЭС обоснованным ввиду отсутствия таможенных барьеров. Например, в Казахстане, отмечает он, производства ювелирных изделий почти нет: единственным значимым производителем является «Казахювелир». «Крупнейшие города Казахстана, такие как Алматы и Астана, по потенциалу потребления ювелирных изделий близки к российским городам-миллионникам»,— говорит господин Бурмистров. Он также отмечает, что большая часть ювелирного казахстанского рынка находится в тени, а основной объем поставок изделий идет из России и Турции.

По оценкам «Infoline-Аналитики», российский ювелирный рынок (золотые и серебряные изделия, а также изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями) в 2017 году вырос более чем на 2,5%, его оборот превысил 297 млрд руб. Тем не менее госпожа Куликова связывает желание «Адамаса» развивать розницу за рубежом с тем, что отечественный рынок, который существенно просел в кризис, до сих пор не стабилизировался. «Ювелирные изделия не являются товарами первой необходимости, а в период кризиса люди экономят прежде всего на них»,— объясняет эксперт. В качестве примера успешного развития ювелирного бизнеса россиянами за рубежом она привела бренд Sokolov, чьи украшения представлены в некоторых странах Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании.

Развиваться по франчайзингу «Адамас» будет и в России. Как рассказали в компании, всего в этом году компания намерена открыть 40 франчайзинговых магазинов (с учетом тех, что появятся за рубежом). В период с 2007 по 2012 год «Адамас» уже работал по франшизе, но результаты той программы в холдинге называют неудовлетворительными, объясняя это тем, что тогда франчайзи получали только вывеску и сами занимались подбором ассортимента. «Теперь же все салоны будут включены в общую маркетинговую стратегию компании, весь ассортимент магазина будет закупаться через общую систему товароснабжения»,— говорит директор по развитию бизнеса «Адамаса» Дмитрий Досько. По оценкам компании, средний ежемесячный оборот ее ювелирного магазина на 50–100% выше, чем магазина несетевой ювелирной розницы.