Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова выиграл конкурс ВЭБа на управление «Сибуглеметом». При выпуске около 5 млн тонн коксующегося угля в год «Сибуглемет» — один из проблемных активов госкорпорации, его долг составляет около $3,5 млрд. Источники “Ъ” говорят, что Evraz получил и возможность вхождения в актив в будущем, что укрепит его лидерство в секторе: объединенная компания опередила бы по производству концентрата коксующегося угля занимающий второе место «Мечел» в 2,5 раза.
Evraz выиграл конкурс ВЭБа на управление «Сибуглеметом», рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. По их словам, договор на управление может быть заключен «на условиях, аналогичных прежним» (Evraz управлял активом с 2015 года), но детали не уточняются. Немаловажно, отмечают источники “Ъ”, что эта победа дает компании возможность войти в капитал «Сибуглемета» с годовым производством около 5 млн тонн коксующегося угля. Запасы компании ранее оценивались в 300 млн тонн.
Бенефициары «Сибуглемета» не раскрываются, но, по данным Forbes, которые подтверждали собеседники “Ъ”, речь идет о структурах инвесткомпании «Варданян, Бройтман и партнеры», которые держат акции «Сибуглемета» и Индустриального союза Донбасса (ИСД) в интересах ВЭБа. По словам источников “Ъ”, угольная компания в 2013–2014 годах в несколько этапов выкупалась у ее основателей при участии Сулеймана Керимова и группы «Акрополь» Ибрагима Паланкоева, чтобы затем стать сырьевой базой для ИСД, но война на Украине спутала эти планы. В конце 2014 года управлять «Сибуглеметом» де-факто стал Evraz. С 2017 года «Сибуглемет», ИСД и ряд других проблемных активов перешли к учрежденному ВЭБом Фонду промышленных активов, в ноябре 2017 года Госдума одобрила госгарантии фонду в размере 862,8 млрд руб. на 30 лет.
Общий долг «Сибуглемета» и его акционеров источники “Ъ” оценивают примерно в $3,5 млрд — это кредиты ВЭБа и ВТБ. В августе 2017 года началась реорганизация компаний группы с созданием в РФ головной компании ООО «Группа "Сибуглемет"», что собеседники “Ъ” называли предпродажной подготовкой (см. “Ъ” от 23 августа 2017 года).
Как писал “Ъ” в ноябре, в итоге ВЭБ решил провести конкурс на управление «Сибуглеметом», а не просто продлить контракт с Evraz, чтобы получить максимальное количество предложений. Кроме того, говорили источники “Ъ”, в условиях конкурса мог содержаться опцион на выкуп угольной компании. Собеседники “Ъ” тогда рассказывали, что помимо Evraz интерес к активу проявили «Северсталь» Алексея Мордашова, СУЭК Андрея Мельниченко и «ВостокУголь» Дмитрия Босова. Были и другие заявки, уверяли позже собеседники “Ъ”, не раскрывая их. Глава ВЭБа Сергей Горьков в декабре заявлял «Ведомостям», что «Сибуглемет» — хороший актив, но «приобретен по завышенной цене». По его словам, «в феврале-марте» этого года ВЭБ может «рассказать, какой сценарий будет реализовывать».
Два источника “Ъ” подтверждают, что «Северсталь» и СУЭК действительно изучали актив, но, поскольку речь шла не только об управлении, но и о последующем приобретении, решили отказаться от участия в итоговом раунде из-за высокой долговой нагрузки «Сибуглемета» и недостаточного, по их оценке, объема запасов. Еще один источник “Ъ” возражает, что участников никак не обязывали к выкупу «Сибуглемета», хотя ВЭБ «хотел услышать от претендентов варианты долгосрочной стратегии развития угольной компании». Для Evraz «Сибуглемет» интересен тем, что компания может лучше ощущать конъюнктуру на рынке, получать синергию за счет близости активов и комплементарности портфелей угольных марок, говорят источники “Ъ”.
Сейчас Evraz закрывает свои потребности в угле на 60% и планирует в течение пяти-десяти лет довести эту долю до 100% за счет проектов развития добычи твердых марок (К, КО, ОС, КС). Эти марки как раз есть у «Сибуглемета», следует из отчетов основного актива группы — АО «Междуречье». Совокупное производство концентрата коксующегося угля обеих компаний достигает 20 млн тонн в год — это в 2,5 раза больше, чем у «Мечела» Игоря Зюзина.
В ВЭБе, Evraz, «Северстали», СУЭКе отказались от комментариев, в «ВостокУгле» не ответили “Ъ”.
Собеседник “Ъ” на инвестрынке ожидает, что EBITDA угольного сегмента Evraz в 2017 году будет около $1 млрд благодаря высоким ценам, а при их стабилизации снизится до $600–700 млн. EBITDA «Сибуглемета» он оценивает в $350–400 млн, называя нормальным уровнем для компании $200 млн. «Очевидно, что покупать "Сибуглемет" имеет смысл только при списании двух третей общего долга компании и ее акционеров»,— говорит он. Но и без этой сделки Evraz за счет управления активом получает возможность маркетировать большие объемы угля, получая сильную переговорную позицию на рынке, указывает он.
Борис Красноженов из Альфа-Банка согласен, что приобретение «Сибуглемета» возможно лишь при реструктуризации или списании значительной части долга. Пять-шесть лет назад, когда готовилось IPO «Мечел-Майнинга» (горнодобывающий дивизион «Мечела»), на рынке обсуждалась возможность аналогичного хода Evraz, напоминает аналитик. С точки зрения самообеспечения по углю у Evraz нет острой потребности в покупке активов, продолжает он, но объединение «Распадской», «Южкузбассугля» и «Сибуглемета» с последующим выводом структуры на биржу выглядит интересным вариантом. Сейчас премиальные марки коксующегося угля стоят на споте около $225 за тонну, спрос в Китае растет, а крупных новых проектов на рынке не видно, говорит господин Красноженов. В презентации в октябре 2017 года Evraz указывал, что глобальный спрос на коксующийся уголь может вырасти к 2022 году до 353 млн тонн (рост на 7% к 2017 году).