Банкиры рассказали о новой для общественности схеме мошенничества, которая позволяет легко и непринужденно красть деньги со счетов компаний. Она напоминает схему отмыва денег, только выглядит еще проще. Но самое интересное, что с помощью этого способа можно похитить средства банков, лежащих на корреспондентских счетах в Центробанке. Осталось только понять, куда смотрит регулятор, когда он своими же руками перечисляет деньги мошенникам.
Сравнительно «честный» способ
Допустим, некий гражданин подает в суд на некую крупную компанию, у которой, естественно, есть счет в крупном банке. К примеру, мошенник сообщает судье, что его оппонент должен ему 400 тысяч рублей. Мало ли что может быть: к примеру, заплатил за работы по строительству дома, а компания не смогла выполнить свои обязательства. Так вот, если заявленная сумма ущерба ниже полмиллиона рублей, то закон позволяет судье единолично принять решение. Не нужно даже вызывать в суд обе стороны. Прочтет слуга Фемиды документы, которые, скорее всего, поддельные, и вынесет решение в пользу истца. Таким образом мошенник получает на руки исполнительный лист. Дальше еще проще. Он идет с исполнительным листом в банк, где у ответчика счет, кредитная организация принимает этот документ и без задней мысли перечисляет деньги.
Самое забавное. Компания, против которой судится этот активный гражданин, даже понятия не имеет, что, оказывается, у кого-то к ней есть претензии. Поскольку это крупная организация, то она далеко не сразу сообразит, что вообще-то с нее незаконно сняли средства. И это логично, у таких компаний в день проходит множество транзакций, они постоянно с кем-то судятся, у кого-то выигрывают, кому-то проигрывают. Пока разберутся – пройдет много времени. А, вполне возможно, и не разберутся вовсе. Тем более что банки в таких случаях могут вообще не уведомлять. Да и суммы то ничтожные. Ну что такое 400 тысяч для структуры с миллиардными оборотами? Эта схема, по словам банкиров, не нова. Но в последнее время ее используют все чаще и чаще. А теперь перейдем к самому потрясающему моменту.
Ворота в Центробанк
Среди пострадавших от такого рода мошенничества организаций есть и банки. Почему бы и нет, они точно такие же коммерческие организации, занятые множеством своих дел и тоже не вылезающие из судов. Мошенник подает иск, к примеру, жалуется, что ему не выдали вовремя вклад (с учетом глобальной банковской чистки ничего удивительного в этом нет). Судья принимает решение в пользу истца. И он с исполнительным лицом идет туда, где ответчик хранит деньги. А где это волшебное место? Правильно, на корреспондентском счету банка в ЦБ. Регулятор не может отказать судебному вердикту, и выдает средства. И вроде бы все правильно. Но, получается, любой проходимец может легко украсть средства из финансовой цитадели, из Центрального Банка Российской Федерации! Недаром есть мнение, что в этой жизни все очень просто, было бы желание.
Конечно, всегда все можно все спихнуть на судей. Ведь это они, нерадивые, должны проверять обоснованность исков. Но те всего лишь исполняют закон, Гражданский Кодекс. А он не служит мошенникам, а просто облегчает судопроизводство. Потому что если из-за любой мелочи устраивать большой процесс, то суды будут погребены под делами. Кроме того, предприимчивые граждане обычно обращаются в региональные инстанции, которые и так завалены производством, у них вообще нет возможности что-то проверять. Тем более, мошенники обычно хорошо подготовлены. И если судья затребует вторую сторону, то вместо нее придет поддельный ответчик с липовой доверенностью. Он сразу же согласится со всеми требованиями оппонента и, вуаля, исполнительный лист с печатью в кармане. Так может быть все дело в Центробанке, который ленится проверять сомнительные транзакции?
А не взглянуть ли Центробанку в зеркало?
Юристы, которых опросили журналисты РБК, сказали, что теоретически можно найти средство против жуликов. Ведь почему все совершается с такой легкостью? Закон обязывает банки исполнить решение суда в течение дня. Значит можно попробовать изменить норму и дать возможность банкам и ЦБ разобраться. Регулятор – это всесильное финансовое божество, он видит все совершаемые операции. Он знает, кто, когда, зачем и куда совершает перевод. Простая проверка, звонок, запрос, анализ – и мошенник попадется на крючок. Если на это у проверяющих будет пара-тройка дней, то количество преступлений может резко сократиться. Почему же тогда регулятор не бьет в набат, почему молчит председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина
? Ответа нет.
А вот еще одна деталь, на которую стоит обратить самое пристальное внимание. На растущую популярность мошеннической схемы обратили внимание именно банкиры. А чуть раньше источники в банковских кругах «слили» в СМИ информацию, что подобная схема позволяет отмывать деньги. В связи с этим вопрос: уж не являются ли российские банки главными пострадавшими от волны мошенничеств? Уж не они ли и забили тревогу? Если так, то резонно предположить, что именно у банков и крадут деньги. А значит, под самым носом регулятора, с корсчетов в ЦБ и похищаются средства. И Центробанк, исполняя закон, сам обогащает преступников? А даже если это и не так, то ЦБР просто не заботится о судьбе своих питомцев, то есть банков. Ведь постфактум обманутые компании будут добиваться, чтобы кредитные организации вернули им средства…
Общий объем махинаций оценить никто не может. Разовая кража - меньше 500 тысяч. Представим, что в год проходит сотня тысяч таких операций, а в масштабах страны это не так много. Получается, около 50 миллиардов украденных рублей. Бюджет солидного российского города или даже целого региона. Ну, или 6 набитых деньгами квартир полковника Захарченко, который сам по себе стал единицей измерения.
Все это напоминает сюжет фильма про столицу, которая не верит слезам. Помните, героиня спрашивает у отца своего ребенка: «Не знал, или не хотел знать?». На место папаши так и просится ЦБ и его руководитель Эльвира Набиуллина
. А достойным финалом было бы ее рассуждение, согласно сценарию, о том, что сама судьба и наказала.