Друг детства президента Путина, миллиардер Аркадий Ротенберг, получивший звезду Героя России за строительство Крымского моста, накануне несанкционированных митингов в интервью Mash объявил себя владельцем резиденции на мысе Индокопас под Геленджиком.
Команда Навального 19 января опубликовала расследование, в котором утверждала, что на мысе находится «дворец Путина» площадью 17 691 квадратный метр и ценою в 100 млрд рублей. На его территории, сравнимой с 39-ю княжествами Монако, есть ледовый дворец, церковь, «чайный домик» и подземный тоннель с выходом к морю. «Медуза» со ссылкой на подрядчиков резиденции утверждает, что площадь всех строений резиденции, включая 16-этажный подземный комплекс, — 40 000 кв. м. По версии Навального, дворец был взяткой для президента от приближенных к нему олигархов. Фильм о дворце установил рекорд на YouTube, набрав за неделю 103 млн просмотра, 23 января по всей стране прошли акции протеста.
«Открытые медиа» объясняют, почему появление Ротенберга в качестве владельца дворца в Геленджике не опровергает тот факт, что строили эту резиденцию для Владимира Путина.
Закрытая зона
Резиденция, занимающая 68 га на мысе Индокопас под Геленджиком, охраняется слишком хорошо для частного владения. По многочисленным свидетельствам экологов и туристов, пограничники и сотрудники охранных предприятий не пропускают чужой транспорт и пешеходов со стороны леса (Навальный в своем расследовании указал на карте заградительные пункты на дорогах) и патрулируют заграждения со стороны моря.
В октябре 2010 года произошла практически невозможная для частного владельца история: погранслужба ФСБ отдала лесной участок почти в 7000 га, окружающий 68 га резиденции, а аренду на 49 лет фирме «Комплекс», на которую записан дворец.
С 2015 года над мысом Индокопас Минтранс установил бесполетную зону на высоте до 4 км, подтвердив решение приказом от июля 2020 года. Это сделано в интересах пограничной безопасности из-за «возросшей разведывательной активности ряда сопредельных государств, в том числе входящих в блок НАТО» у расположенной здесь погранзаставы, объяснили изданию РБК в ФСБ. Маленькая погранзастава в ближайшем к резиденции селе Прасковеевка существовала с 1953 года, одновременно со строительством дворца началось и строительство ее новых корпусов, которые официально были введены в эксплуатацию, по данным ФСБ, в октябре 2020 года.
Со стороны моря ко дворцу тоже не подобраться: участки арендованы под фермы по разведению устриц и мидий и закрыты для движения судов. На тепловой карте MarineTraffic за 2018−2020 годы видно, что большинство судов обходят мыс Индокопас, и лишь несколько лодок за это время подошли к «дворцовой» пристани.
Почти официальная госрезиденция
Участок в лесу на мысе Индокопас, на котором в 2005—2006 годах началось возведение резиденции, сначала был выделен в аренду администрации президента. По данным Росреестра, землю тогда предоставили в аренду дому отдыха «Туапсе» управделами президента. Хотя уже в 2009 году участок был оформлен в собственность на частную фирму «Индокопас», привлеченные к строительству компании были уверены, что возводят государственную резиденцию для Путина — в то время премьера, а сейчас — президента.
«Открытые медиа» нашли пять подрядчиков — от поставщиков оборудования для вертолетной площадки до установщиков инженерных сетей, назвавших в своих документах и презентациях «дворец» на мысе Индокопас «госрезиденцией», «резиденций администрации президента» или даже «резиденцией президента РФ». Во всех случаях после появления этой информации в статьях компании убирали упоминания о резиденции из открытого доступа. Но до сих пор в резюме на онлайн-биржах труда можно найти вакансии, в которых соискатели рассказывают, что трудились в госрезиденции на мысе Индокопас.
Несколько человек, работавших на стройке, рассказали «Медузе», что Путин приезжал во «дворец» не менее четырех раз. Экологи, проникшие в 2011 году на территорию резиденции, зафиксировали на фотоснимках, что ее ворота в то время украшал геральдический позолоченный двуглавый орел. Сейчас, судя по репортажам Mash и «России 1», орла уже нет.
Финансовая поддержка от друзей
Всероссийскую известность резиденция на мысе Индокопас получила в 2010 году после письма бизнесмена Сергея Колесникова. Тот утверждал, что стройку «дворца», на которую к тому времени уже было потрачено $1 млрд, курировал друг (а позже и тесть) президента Николай Шамалов, а шли на нее деньги, перечисляемые Шамалову крупным бизнесом. Навальный в своем расследовании со ссылкой на имеющиеся у него финансовые документы рассказал, что компании, связанные с друзьями и соратниками Путина, в том числе «Роснефть» и «Транснефть», только за последние три года перечислили на счета компаний, владеющих «дворцом» и прилегающими к нему винодельнями, 35 млрд рублей.
Согласованный пресс-тур
Уже второй раз после того, как информация о «дворце» начинает широко обсуждаться, появляется бизнесмен, называющий эту резиденцию собственным бизнес-проектом. В 2011 году, после разоблачений Сергея Колесникова, владельцем «дворца» в интервью «Коммерсанту» объявил себя Александр Пономаренко, партнер Аркадия Ротенберга.
После расследования Навального представители Пономаренко заявили Forbes, что бизнесмен с 2016 года не имеет отношения ко «дворцу» и всему, что с ним связано. На мыс Индокопас отравились съемочные группы Mash, близкого к Национальной медиагруппе Ковальчуков, и государственного канала «Россия 1». Именно им Ротенберг признался, что является бенефициаром «дворца» и предполагает сделать из него апарт-отель. Это был «согласованный пресс-тур», рассказал «Открытым медиа» автор сюжета о дворце на «России 1», журналист ВГТРК Александр Рогаткин.
Ответов на вопросы о том, почему резиденцию охраняет ФСБ, куда делся орел с ворот, почему в финансировании «дворца» участвовали госкомпании и близкие к Путину бизнесмены и т. д., в сюжетах нет.
Представитель Аркадия Ротенберга Ольга Антонова отказалась отвечать на вопросы «Открытых медиа» о том, в каком состоянии миллиардер приобрел «дворец Путина», есть ли под ним 16-этажный подземный комплекс и куда делись богатые интерьеры с ранних фото из «дворца».