Известная всем, кто хотя бы раз приобретал недорогие увелирные украшения, сеть «Яшма Золото» может пополнить список резонансных банкротств 2015 г.: в начале ноября Сбербанк России заявил о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о признании банкротом ООО «Ювелирный дом Яшма», в надежде вернуть выданные займы.
Правда, за два месяца до этого собрание Общества уже заявило о запуске предусмотренной законом процедуры ликвидации, так что неизвестно, что наступит раньше: кредиторы вернут вложенное, или кредитуемые самоликвидируются. На фоне проблем в России особенное внимание привлекает информация о зарубежных активах предполагаемого совладельца «Яшмы» Игоря Мавлянова.
Американские корни
В марте 2014 г., когда тучи над ООО «Ювелирный дом Яшма» еще только сгущались, Илио Мавлянов, молодой предприниматель с российскими корнями, заявил об амбициозных планах недавно созданной компании Jasper Venture Group по приобретению перспективных объектов недвижимости в Нью-Йорке и Калифорнии. Планы экспансии озвучивались из недавно открытой штаб-квартиры компании на Мадисон-Авеню на Манхеттене, известной, в том числе, российским зрителям по сериалу «Безумцы» (Mad Men) из жизни американской бизнес-элиты . Наверное нет нужды уточнять, что выбранная стратегия инвестиций - хрестоматийный пример золотого правила риэлеторов: location, location и еще раз location. Нью-Йорк - столица мирового бизнеса, Калифорния - любимое место жизни и отдых богатых и знаменитых. То есть, цена «входного билета» - и там и там по верхней планке.
Американский бизнес действительно знает примеры молодых мульти-миллионеров, построивших компании, стоящие миллиарды: Стив Джобс, Билл Гейтс, Майкл Делл или Марк Цукерберг. Правда, «стартовали» они все в гараже родителей, а не в самом дорогом месте на земле, и инвестиции в бизнес составляли смехотворные десятки тысяч долларов, и не дотягивали до ценника даже одного объекта элитной недвижимости. Правда, бывают и исключения: Дональд Трамп - будущий строительный магнат и кандидат в президенты США громко начинал прямо «смолоду», и тоже как раз в Нью-Йорке.
Но есть одно «но»: деньги ему дал отец, владелец успешной риэлтерской компании. Тут нет нет, да и вспоминается закон Ломоносова-Лавуазье: «Ежели где чего убудет, то в другом месте непременно прибудет». И тут самое время вспомнить о том, что Илио Мавлянов не однофамилец бенефициара одной из крупнейших российских ювелирных компаний, Игоря Мавлянова, а... его сын.
Не стоит строго судить молодого человека, который, кстати, с момента последних громких заявлений американским СМИ, стал осторожнее и амбиции по завоеванию небоскребов, торговых центров и вилл с видом на океан озвучивать перестал. Сейчас на странице популярной соцсети для профессионалов он скромно именует себя инвестором в недвижимость, «self employed» c 2011 г. и по настоящее время. В достойной поддержке от родителей нет ничего плохого, но не в ситуации, когда self employed - т.е. самозанятыми, - в ближайшее время скорее всего станут сотрудники банкротящейся в России отцовской компании.
Кстати, Илио Игоревич не единственный член семьи, обосновавшийся в самом сердце «города желтого дьявола». Одним из событий на местном рынке недвижимости премиум-класса стала продажа летом 2014 г. кондоминиума стоимостью свыше четырех с половиной миллионов долларов на 150 West 56th Street. По информации местных риэлтеров, продавцами выступили некие Игорь и Стелла Мавлянова.
По-видимому, бывшая супруга ювелирного бизнесмена, ранее владевшая долей в ООО «Яшма экспорт», которому и принадлежит банкротящееся и одновременно ликвидируемый «Ювелирный дом Яшма». Судя по всему, бывшие супруги могли позволить себе дорогостоящие покупки, а заодно и финансирование антрепренерских начинаний сына, экспорт из российской Яшмы в американский дом - и не один!.. - действительно шел успешно.
Золотой штат
В солнечной Калифорнии, в которую планирует вкладывать Мавлянов-младший, под фамилией Мавлянова-старшего, согласно данным местного регистра недвижимости, уже имеется представительская резиденция по звучащему удивительно по-русски адресу Boris Drive. Как известно, у каждого американского штата есть неофициальное название: уже упоминавшийся Нью-Йорк - Empire State, штат-империя, а вот Калифорния - Golden State, в переводе «золотой штат». Да еще и на гербе штата - медведь.
Маленькая слабость отечественного бизнесмена-золотопромышленника или просто место действительно красивое? Возможно, и то и другое. Недвижимое имущество в странах с англо-саксонским правом хорошо еще и тем, что редко самоликвидируется. Кстати, на рынке недвижимости существует такое понятие, как «ликвидационная стоимость»: минимальная цена, за которую объект купят наверняка и в любой момент. Стоимость немногочисленных выставленных на продажу резиденций в отмеченной Мавляновыми уголке «золотого штата» начинается от двух миллионов долларов. А президент Владимир Путин
в послании Федеральному собранию как раз только что объявил, в числе прочего, о возможности продления еще на год «амнистии капиталов» - то есть, владельцам дорогостоящей иностранной недвижимости можно не опасаясь последствий признать: «Да, мое...» А с учетом роста курса доллара, стоимости небольшого калифорнийского имения возможно окажется достаточно и для погашения долгов перед Сбербанком. И даже на компенсацию сотрудникам останется.