Начальники отделов полиции, хотя и далеки от бунтарских настроений и даже не позволяют себе высказывать свое раздражение вслух, находятся в смятении. Привыкшим самим надзирать за порядком на вверенной территории, им неловко осознавать, что отныне по приказу высшего руководства вся их служба пройдет под неусыпным оком видеокамер, которые должны появиться в каждом кабинете начальника каждого из 86 отделов.
В полиции видеокамер много. Под круглосуточным наблюдением, согласно приказам и инструкциям, находятся подходы к местам дислокации подразделений правопорядка, дежурные части, камеры для задержанных, изоляторы временного содержания - места наиболее вероятного посягательства на представителей власти со стороны несознательного контингента или превышения этой власти ее представителями.
Осенью 2013 года в полиции Петербурга тенденция была сломана. После комнат для административно задержанных под прицел записывающей аппаратуры попали главные кабинеты. В некоторых районных управлениях за начальниками территориальных отделов уже наблюдает глаз видеокамеры, в некоторых аппаратуру устанавливают прямо сейчас или только проектируют, но в скором времени техника появится в каждом из 86 отделов полиции города.
Журналисты «Фонтанки» удивились: неужели руководство главка подозревает, что кабинеты начальников служат по совместительству пыточными, или предполагает, что оставленные без присмотра в режиме онлайн руководители предаются на рабочем месте безудержной коррупции? На вопрос в ГУ МВД ответили, что подобное нововведение имеет место. И пояснили, что гипотетическое рукоприкладство или мздоимство ни при чем.
Была замечена особенность: если руководство ГУ в течение рабочего дня находится на рабочем месте и, как правило, на рабочем же месте застает полицейских начальников районного уровня, то со следующим звеном управления сложнее. Начальники отделов полиции, чьи обязанности многообразны и неисчислимы, становятся неуловимыми. В отличие от оперативников или участковых, для которых пребывание «на земле» считается приемлемым, начальник отдела, по мнению высшего начальства, должен руководить из кабинета путем средств связи, а покидать вверенное подразделение лишь для выезда на резонанс или на совещание к начальству высшему. Так что причина появления видеокамер (которые, как уверяют, не будут просматриваться в онлайн-режиме, а только записывать картинку) — лишь желание в случае необходимости получить «фотографию рабочего дня».
Начальники, чьи будни отныне будут запечатлены документально, относятся к нововведению неоднозначно. Но все без энтузиазма. Работать в шоу «За стеклом», говорят, неприятно. И даже если знаешь, что за тобой постоянно не наблюдают, сама такая возможность душевного комфорта не добавляет. И честно признаются, что немного обидно. А может, и всерьез обидно, так как слова про «мониторинг служебного времени» остаются словами, а фиксация всех, кто зашел-вышел, как себя в кабинете вел и сколько времени начальник уделил — неизбежны. «Мы узнавали, - говорят, - в ГИБДД или там во вневедомственной охране такого нет. Значит, мы самые ненадежные и подозрительные».
"Да и непонятно, не то идем мы вперед, по пути всего прогрессивного человечества типа Грузии, где вообще, говорят, стенки стеклянные, или, напротив, возвращаемся в незабвенное прошлое, когда тот, кто надо, обо всех, о ком надо, знал все вплоть до неприличных подробностей", - поделился мыслями один из оказавшихся на обозрении. И добавил, что хорошо, что не в Кронштадте служит. На удивленный вопрос об особенностях островной правоохраны ответил: «Начальника УМВД Кронштадта зовут Светлана Юрьевна. А мы, маленькие начальники, иногда в кабинете переодеваемся — из формы в гражданку и наоборот. Неприятно». Впрочем, подобные казусы пока полиции не грозят, к счастью, УМВД Кронштадта относительно небольшое и территориальных отделов в своем составе просто не имеет. Но могут возникнуть, женщины уже бывали руководителям в петербургской полиции и наверняка будут еще.
Мы же заметим, что полиция — все-таки не милиция, и от традиций отходит. Представить себе пьянку в руководящем кабинете или и вовсе передачу пухлых конвертов с материальными ценностями сложно. Говорят, бывает, конечно, но скорее исключение, чем правило, и уж точно попавшие под обзор помещения не самые популярные для подобных мероприятий.
Замдиректра АЖУРа Евгений Вышенков, узнав о нововведении, вспомнил молодость, милицейскую службу и 16-й отдел на 19-й линии Васильевского острова. Все это, говорит, уже было.
«В 1985 году начальником 16-го отделения милиции был назначен полковник Георгий Крикунов. История со всесильным когда-то, да попавшим в опалу министром Щелоковым зацепила и его, но не фатально. С высот карьеры полковник милиции был низвергнут в кресло начальника территориального отдела, но вкуса к жизни не потерял. Несмотря на то, что знал о плотной опеке его бойцами из враждебного Щелокову андроповского ведомства. Иногда посетившие милицию по житейской надобности граждане наблюдали, как мужчина в сиянии полковничьей формы, спустившись из своих апартаментов на первый этаж, открывал окно, выходящее на улицу. И молча покидал казенный дом не приличествующим старшему офицеру манером. Младшие коллеги знали, что их начальника предупредили о вновь проявленном интересе соседской «наружки», и тот банальным, но действенным способом сохранял тайны своей личной жизни от чекистов. А вы говорите — видеокамеры в кабинете. Не такое бывало».