Старейшее и крупнейшее винодельческое предприятие региона, когда-то поставлявшее вина к столу российских императоров, уйдет с молотка со стартовой ценой в 3,6 млрд рублей. Сумма, по мнению экспертов, занижена, а сами крымчане опасаются, что качество вина пострадает из-за желания нового инвестора снизить себестоимость производства.
Цена легенды
Первые разговоры о возможной приватизации легендарного винодельческого комбината «Массандра» появились еще в 2014 году после того, как предприятие, получив российскую прописку и пройдя национализацию, перешло в ведение управделами президента. В скором времени сменился весь топ-менеджмент, а вместо Николая Бойко, руководившего «Массандрой» более 25 лет и затем обвиненного в растрате, на пост гендиректора назначили Янину Павленко. До этого она возглавляла другое крупное крымское винодельческое предприятие – «Новый Свет».
В 2019 году Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда Правительство РФ, подписал распоряжение о передаче «Массандры» в республиканскую собственность. Почти сразу после этого на полуострове заговорили о ее продаже, и в конце мая 2020 года госсовет Крыма принял решение приватизировать комплекс, в состав которого входят девять винодельческих хозяйств с заводами и 11 тыс. гектаров земли на Южном берегу Крыма от Фороса до Судака, из которых 4 тыс. гектаров засажены виноградниками. Дополнительным бонусом для будущего покупателя станет уникальная коллекция старинных вин, включающая более миллиона бутылок. В 1998 году ее внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
Балансовую стоимость основных средств предприятия оценили в 627,4 млн рублей. Позже стоимость 100 процентов акций пересчитали, повысив до 3,575 млрд рублей. Власти настаивают, что это оценка уставного капитала и к продажной не имеет никакого отношения, однако планируемый размер поступлений от продажи предприятия на аукционе, который намерены провести до конца 2020 года, уже озвучили – он составляет около 6 млрд рублей.
Стоимость активов, по мнению ряда экспертов, существенно занижена. Газета «Промышленные ведомости» оценивает только виноградники и земли «Массандры» в 530 млрд рублей, а коллекцию вин предприятия в миллион бутылок, где хранится, в частности, раритетный херес 1775 года, – в 50 млрд рублей. Forbes приводит более скромные цифры, но и они намного превышают названную в Крыму стоимость акций – 12–15 млрд рублей.
В 2000-х специалисты Рескомзема Крыма только лишь земли «Массандры» оценивали в 6,3 млрд евро.
Международный винный эксперт, кандидат технических наук, судья винных конкурсов, автор книги «Крымские вина. Новая история» Карина Согоян считает, что заявленная стоимость активов не имеет ничего общего с оценочной стоимостью предприятия, и, скорее всего, к аукциону она будет пересмотрена.
– Есть стоимость по БТИ, а есть реальная. Если это только здания и оборудование, старые лозы, то, может быть, 3,6 млрд рублей – это и корректная цифра. Земля цены не имеет, ведь она в собственности государства. Но я не думаю, что «Массандру» выставят с такой стартовой ценой. Вообще оценивать сложно, – говорит эксперт.
Зачем продают «Массандру»
Власти уверяют, что приватизация «Массандры» – вынужденный и жизненно необходимый шаг, который не только пополнит бюджет республики, но и спасет предприятие, требующее миллиардов рублей инвестиций.
Когда Крым стал частью России, предприятие выпускало более 100 марок вина и разливало около 10 миллионов бутылок в год, но имело устаревшую материально-техническую базу и обширные территории старой лозы. Значительная часть оборудования была установлена еще в 1960–1970-х годах, а износ тракторного парка составлял 98 процентов.
В 2017 году на предприятии началась модернизация. На сегодня закуплено в лизинг более 300 единиц сельскохозяйственной и автомобильной техники, в нескольких цехах проведен капитальный ремонт, на головном заводе в Ялте установлено новое оборудование на 125 тыс. декалитров вина, а на заводе в Гурзуфе прошло полное переоснащение. На обновление техники и емкостного хозяйства в 2019 году было потрачено 225 млн рублей.
Результат – в прошлом году «Массандра» выпустила рекордные 20 миллионов бутылок вина. В первом полугодии 2020 года рост продолжился: предприятие увеличило производство примерно на 18,8 процента.
Однако вложенные государством миллионы – только часть требуемых инвестиций. По словам замминистра сельского хозяйства республики Сергея Петелина, «Массандре» необходимо еще как минимум 10 млрд рублей, которых в бюджете нет. Степень износа технологического оборудования предприятия превышает 60 процентов, а в ближайшие 10 лет необходимо перезаложить две трети виноградников на площади порядка 2,5 тыс. гектаров.
В Крыму идут споры о том, как новый хозяин распорядится землей и уникальной коллекцией вин. Из 11 тыс. гектаров, которыми сегодня владеет «Массандра», «живыми» виноградниками засажены только 4 тыс. гектаров. Для выращивания ягоды, по словам Янины Павленко, пригодны еще 1,5 тыс. гектаров. Но будут ли они засажены – вопрос, так как последние несколько лет предприятие рапортует об избыточном урожае, который «некуда девать». В целесообразности использования такого количества земли в 2015 году сомневался и глава Крыма Сергей Аксенов.
Застроить землю, как заверяют чиновники, будет сложно: во-первых, она находится в долгосрочной аренде у государства, во-вторых, имеет вид разрешенного пользования «для сельскохозяйственного назначения», а значит, капитальных строений там быть не может. Однако на территории винодельческих хозяйств в Крыму после смены инвестора уже появлялись жилые дома.
После того как бизнесмен Артем Зуев купил агрофирму «Золотая балка» (завод шампанских вин и виноградники в одном из лучших терруаров Крыма), на свободных от виноградников землях решено построить коттеджный клубный поселок ZB Village. В то же время после продажи выручка самого предприятия существенно возросла – с 756 млн рублей до 1,3 млрд рублей по итогам 2019 года.
Поддерживает продажу активов гендиректор «Массандры» Янина Павленко. Она отмечает, что не знает потенциальных покупателей и даже сомневается, что таковые найдутся из-за санкций ЕС. Но имена вероятных претендентов на покупку легенды уже звучат – структуры бизнес-омбудсмена Бориса Титова (владеют «Абрау-Дюрсо») и владелец петербургского банка «Россия» Юрий Ковальчук. Подконтрольные банку организации три года назад уже приобрели крымский завод игристых вин «Новый Свет».