Сервис «Яндекс.Деньги» пригрозил заблокировать кошелек оппозиционера Леонида Волкова, на который идет сбор денег на президентскую кампанию Алексея Навального. 16 декабря, через три дня после объявления Навального о намерении баллотироваться, служба поддержки пользователей «Яндекс.Денег» попросила Волкова объяснить характер операций по его кошельку. Он ответил, что ведет сбор пожертвований на подготовку к выборной кампании Навального. 20 января сервис сообщил, что использование кошелька в таких целях может быть «расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». По словам Волкова, через «Яндекс.Деньги» собрано около 6 млн из 13 млн руб. Навальный говорит, что давление на сотрудников «Яндекс.Денег» оказывал Центробанк.
Пресс-служба ЦБ на запрос «Ведомостей» не ответила. В «Яндекс.Деньгах» сообщили, что ограничат сбор средств в политических целях, изменения будут внесены в условия пользовательского соглашения. «Закон требует от нас ограничивать использование электронных кошельков в целях и способами, которые с точки зрения законодательства могут быть расценены неоднозначно, – в противном случае компания несет комплаенс-риски», – говорится в сообщении. При этом юрлица могут собирать деньги через «Яндекс.Кассу» в любых объемах. Ограничение на сбор средств в политических целях – стандарт для российского рынка онлайн-платежей, подчеркивают в «Яндекс.Деньгах», например, оно есть у Qiwi и PayPal.
Фандрайзинг не урегулирован законодательно, поэтому когда человек объявляет сбор средств до официального старта кампании, то законодательство он не нарушает, говорит электоральный юрист Гарегин Митин: «Что касается письма «Яндекса», то не ясно, на чем основаны их слова о противоречии законодательству о выборах, никаких запретов на сбор средств в политических целях там нет». Он вспоминает «казус Навального», когда во время выборов мэра Москвы сбор средств велся на счетах его соратников, а затем они перечислялись в избирательный фонд кандидата, но тогда выборы уже были объявлены: «К такому сбору средств могут быть вопросы о добровольности пожертвований, поскольку никаких посредников при переводе быть не должно. Но этот вопрос тоже детально не урегулирован, поэтому доказать, что это противоречит законодательству о выборах, почти невозможно».
Видимо, «Яндексу» подсказали, как в этом случае нужно поступить, вспоминаются истории о попытке контроля за нежелательными новостями в топе «Яндекса», говорит политолог Андрей Колесников: «Это продолжение кампании по контролю за интернет-пространством и одновременно за современными способами финансирования оппозиции. Впервые такая схема финансирования как раз была использована во время митингов в 2011 г.». Бизнесу в таком случае никуда не деться, продолжает эксперт: «Он свободен, но его легко взять под контроль. Для этого даже закон не нужен, процессом можно управлять в ручном режиме – власть в лице администрации президента или ФСБ в любой момент может надавить на крупную интернет-компанию и заставить действовать, как им удобно».