Роснедра получили первые заявки на участие в аукционе по продаже месторождения Сухой Лог в Иркутской области с запасами 1942 т золота (см. врез). Пока их две – от компаний «СЛ золото» и «Золото Бодайбо», передал через пресс-службу министр природных ресурсов Сергей Донской. По его словам, претенденты в ближайшее время должны перечислить задаток, равный стартовой цене, – по 8,55 млрд руб. каждый. Представитель Минприроды добавил, что других заявок пока нет.
ООО «СЛ золото» – совместное предприятие «Ростеха» и «Полюса», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». У «Полюса» в компании контрольный пакет – 51%. Участие этого консорциума было ожидаемым – источники, близкие к «Ростеху» и «Полюсу», не раз заявляли о намерении компаний совместно подать заявку на Сухой Лог. В каких пропорциях оплачивался залог, представители золотодобытчика и госкорпорации говорить не стали. Основных претендентов два, сказал летом 2016 г. министр природных ресурсов Сергей Донской: «Полюс» и «Алроса»
ООО «Золото Бодайбо» создано 17 октября 2016 г. 42% контролирует ВТБ, 58% принадлежит Ибрагиму Мухаметовичу Паланкоеву. Адрес «Золото Бодайбо» совпадает с адресом объединенной шахтостроительной компании «Союзспецстрой». Паланкоев – президент этой компании. По данным «СПАРК-Интерфакса», он также является гендиректором ООО «Акрополь-ЦМ». Эта компания входит в группу «Акрополь», совладельцем которой является Ахмед Мухаметович Паланкоев. До октября 2016 г. он был членом Совета Федерации от Ингушетии. А вместе с бывшим владельцем «Полюса» и сенатором от Дагестана Сулейманом Керимовым инвестировал 27 млрд руб. в развитие туристического кластера на Северном Кавказе, сообщалось на сайте правительства Ингушетии. Знакомый Ибрагима Паланкоева говорит, что Паланкоевы – родственники.
Четверть века продажи
В начале 1990-х гг. «Лензолото» получила лицензию на Сухой Лог, но в 1998 г. тогдашний губернатор Иркутской области Борис Говорин отозвал ее – из-за срыва срока разработки месторождения. В октябре 1999 г. тогдашний министр природных ресурсов Борис Яцкевич говорил об аукционе, но дальше слов дело не пошло. С тех пор правительство неоднократно пыталось найти месторождению хозяина: «Норильский никель», «Базовый элемент», Polymetal, «Алроса», Barrick Gold, Placer Dome и Rio Tinto интересовались лицензией на Сухой Лог.
Еще один Паланкоев – Муса в 2015 г. был владельцем 2,63% Polyus Gold. Он тоже родственник Ибрагима Паланкоева, знает собеседник «Ведомостей».
Ибрагим Паланкоев – хороший руководитель, отмечает его знакомый. Он технарь, отлично разбирается в строительстве шахт, но насколько хороший из него инвестор – не известно. «Союзспецстрой» занимается строительством шахт и вертикальных стволов, среди клиентов компании – «Алроса», «Норильский никель», «Мечел». Председатель совета директоров «Союзспецстроя» Юрий Малышев входит в совет директоров «Мечела». Комментировать решение Паланкоева участвовать в конкурсе на Сухой Лог он отказался.
Связан ли сейчас Паланкоев с Керимовым, представители «Полюса» (контролируется сыном Керимова Саидом) и «Золото Бодайбо» говорить отказались. Представитель ВТБ от комментариев отказался.
Новые претенденты на Сухой Лог еще могут появиться. Заявки на участие в аукционе принимаются до 28 декабря, напоминает представитель Минприроды. Сами торги могут пройти 26 января следующего года.
Интерес к торгам проявляли Kinross и Nordgold. Летом Донской говорил, что в аукционе намерена участвовать «Алроса». Президент компании Андрей Жарков тогда это опровергал. Вчера представитель «Алросы» отметил, что пока компания не подавала заявку, а ее стратегия не предусматривает разработку золоторудных месторождений.
Впрочем, принять участие в аукционе могут только госкомпании или консорциумы с их участием.
В такого уровня аукционах, как правило, принимают участие не только основные претенденты, но и компании, формально подходящие под условия аукциона, но возможность выиграть которых кратно меньше, отмечает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. Лицензия на месторождение продается сейчас из расчета $2 за тройскую унцию запасов, что дешево даже для участка с отсутствующей инфраструктурой, считает он. На рынке сделки проходят из расчета $10–20 за тройскую унцию запасов на плохо разведанных месторождениях без инфраструктуры, $30–50 – на разведанных месторождениях с минимальной инфраструктурой и $50–100 – на месторождениях, где быстро и недорого можно начать добычу. Сосновский уверен, что стартовая цена на торгах вырастет.