Диспетчеру-инструктору Александру Круглову в четверг предъявлено официальное обвинение в рамках расследования громкого уголовного дела о крушении в аэропорту Внуково самолета главы нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери. Ранее аналогичное обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта предъявили его подчиненной диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун. В ближайшие дни подобная процедура будет проведена и в отношении трех других подозреваемых.
Как сообщил "Ъ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, в четверг днем следователи главного следственного управления (ГСУ) ведомства предъявили официальное обвинение диспетчеру-инструктору Александру Круглову в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). О конкретных претензиях к диспетчеру в СКР пока ничего не сообщают. Господин Маркин лишь напомнил, что в рамках уголовного дела назначены несколько экспертиз, "и только проанализировав результаты, в совокупности с другими доказательствами, в том числе и с заключением Межгосударственного авиакомитета, можно будет сделать объективные выводы о причинах крушения самолета и виновности или невиновности конкретных лиц".
Накануне аналогичное обвинение было предъявлено Светлане Кривсун. В ночь с 20 на 21 октября, когда на взлете разбился Falcon, девушка выполняла роль диспетчера-стажера под руководством опытного диспетчера-инструктора Александра Круглова. Действовать она должна была не самостоятельно, ей поручили самую простую работу — диспетчера старта-посадки. Фактически стажеру, работающей только около двух месяцев, вменялось в обязанность передавать распоряжения своего наставника. Напомним, что девушка находится под домашним арестом, а господин Круглов отправлен с санкции Басманного суда в СИЗО.
Адвокаты как госпожи Кривсун, так и диспетчера-наставника пока от комментариев отказываются. Между тем в Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России (ФПАД) отмечают, что "совершенно непонятно, какие вообще претензии можно предъявлять Светлане Кривсун". Как говорят в профсоюзе, весь второй должностной раздел инструкции стажера "можно выразить тремя словами — учиться, учиться и учиться".
"Пока же следствие отделывается общими фразами о необеспечении безопасности диспетчерами воздушного и наземного движения",— пояснил "Ъ" глава юридической службы ФПАД Олег Бабич. По его словам, само предъявление обвинения — не более чем формальность, позволяющая следствию держать их коллег под арестом. По УПК обвинение должно быть предъявлено в течение десяти суток с момента задержания. В противном случае подозреваемый подлежит освобождению.
В ФПАД также не исключают, что от Светланы Кривсун попытаются получить некие изобличающие показания на ее коллег — например, на Александра Круглова: якобы инструктор отвлекся и утратил контроль над происходящим на поле, положившись на неопытного стажера. Самого же диспетчера могут обвинить "в утрате бдительности".
Впрочем, коллеги диспетчеров утверждают, что на аудиозаписях, уже появившихся в интернете и СМИ, четко слышно, что Александр Круглов не отвлекался от руководства.
Как ожидается, в ближайшие дни следователи ГСУ предъявят обвинения и остальным трем фигурантам расследования: водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, в которую врезался Falcon, ведущему инженеру аэродромной службы аэропорта Владимиру Леденеву и руководителю полетов Роману Дунаеву.
Адвокат господина Мартыненко Александр Карабанов пояснил "Ъ", что его уже уведомили о предстоящих в пятницу следственных действиях и ему "не терпится узнать, что понапишут следователи". Отдельно он напомнил, что его 60-летний подзащитный, страдающий хроническим сердечным заболеванием, находится в изоляторе временного содержания. На днях его посетили правозащитники, которым Владимир Мартыненко якобы пожаловался на то, что не получил пока те лекарственные препараты, которые должен постоянно принимать.
Между тем в спор о том, кто же все-таки виноват в катастрофе — диспетчеры или наземные службы, в четверг включилась до сих пор хранившая молчание Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД) — работодатель диспетчеров. В заявлении пресс-службы этого ведомства утверждения о том, что всю ответственность за происходящее в аэропорту несут именно диспетчеры, названы "эмоциональными, ошибочными и несвоевременными". По действующему российскому воздушному законодательству, а именно, федеральным авиационным правилам 121 и 128 и "Руководству по эксплуатации гражданских аэродромов РФ", ответственность за действия аэропортовых служб на летном поле аэродрома возлагается на главного оператора аэропорта. В аэропорту Внуково таковым является ОАО "Аэропорт "Внуково"", заявили представители ГК ОрВД. По их словам, организация работ на аэродроме, их время и продолжительность "определяется оператором аэропорта" и согласуется с диспетчерами. Сами же работы должны вестись с разрешения руководителя полетов и под руководством ответственного лица от аэродромной службы.
Отдельно со ссылкой на Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ подчеркивается, что "выезд транспортных средств на летные полосы производится только с разрешения руководителя полетов или диспетчера старта-посадки". Сами работы должны заранее согласовываться с ответственным лицом аэродромной службы, которому сообщают о их месте и времени проведения. Затем сотрудник аэропорта должен следить за работой подчиненных и "обеспечивать безопасность". А при пересечении взлетно-посадочной полосы спецмашиной ее водитель обязан запросить разрешение у диспетчера, а проехав ее — сразу доложить.
При этом в ведомстве призвали не торопиться с выводами о причинах катастрофы, пока идет следствие, не преминув, правда, напомнить, что, по данным СКР, в крови водителя снегоуборочной машины был обнаружен алкоголь.