Владимир Евтушенков — Forbes: «Инвесторы не любят скупых»
Капитализацию «Системы» увеличила и пандемия коронавируса. В августе АФК объявила, что на мощностях ее зеленоградского завода «Биннофарм» будет выпускаться разработанная в Центре имени Н. Ф. Гамалеи вакцина «Спутник V». На этой новости акции холдинга Евтушенкова выросли в течение дня на 9,55%, а потом дополнительно поднялись в цене в ноябре, когда Центр Гамалеи объявил, что вакцина показала эффективность на уровне 92%. «Биннофарм» занимает небольшую долю в активах «Системы» и несильно влияет на оценку всей группы, но инвесторы бурно отреагировали на хорошие новости. «С фундаментальной точки зрения это была эмоциональная реакция рынка», — говорит аналитик «Атона» Виктор Дима.
Фармацевтическим подразделением «Системы» Владимир Евтушенков особенно гордится. Он вспоминает, что поначалу небольшой «Биннофарм» был чемоданом без ручки: «Денег вложили довольно много, а выхлоп — никакой». Масштабировать бизнес за счет органического роста было невозможно, и тогда «Система» купила четыре компании и объединила их в вертикальную группу, производящую более 450 наименований лекарств. В совет директоров «Биннофарма» вошел директор Центра Гамалеи Александр Гинцбург. «Мы сразу все поняли, начали перестраивать свою работу и сегодня владеем полным циклом технологий, отработали все этапы, готовы к масштабированию и точно можем выпускать самую сложную в производстве часть вакцины — второй компонент «Спутника V» для повторной прививки», — рассказывает в интервью Forbes Евтушенков.
«Операция «Вакцинация»: Forbes разобрался, кто и как будет прививать россиян от COVID-19
В медицинско-фармацевтическом кластере у «Системы» есть еще и основанная в 1996 году медицинская сеть «Медси» с 48 клиниками (занимает 1-е место в рейтинге Forbes крупнейших российских частных медицинских компаний). После начала пандемии для лечения пациентов с коронавирусом «Медси» переоборудовала клинику в Отрадном на 430 инфекционных коек, 44 из них реанимационные.
Евтушенков вывел капитализацию АФК «Система» на уровень семилетней давности, как будто и не было драматических событий, связанных с потерей нефтяного бизнеса.
С конца 2013 года на новостях о предстоящем IPO «Башнефти» и ее удачных сделках капитализация «Системы» стремительно росла, но в сентябре 2014-го было возбуждено уголовное дело о приватизации «Башнефти», и Евтушенков оказался под домашним арестом. Уже в декабре 2014-го вступило в силу решение Арбитражного суда: «Башнефть» была возвращена государству, а позже продана «Роснефти». После ряда денежных претензий «Роснефти» к «Системе» в связи с «Башнефтью» в конце 2017 года было заключено мировое соглашение, по условиям которого компании Евтушенкова должны были выплатить «Роснефти» 100 млрд рублей. Расплатиться помогли кредиты РФПИ и Сбербанка. С тех пор капитализация АФК «Система» недотягивала до уровня 2013 года.
Евтушенков уверен, что стоимость холдинга будет увеличиваться и дальше: «Мы должны дорасти как минимум до 40–42 рублей за акцию, а уж когда это произойдет, тогда и произойдет. Я к этому так отношусь: Бог дал, Бог взял».
«Что-то теряешь — идешь дальше». Правила бизнеса Владимира Евтушенкова
Четвертого декабря акция АФК «Система» стоила более 30 рублей. Аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович объясняет рост капитализации АФК «Система» постепенным снижением долговой нагрузки, возникшей из-за обязательств перед «Роснефтью». «Из дивидендов МТС, «Детского мира», других дочерних компаний «Система» постепенно снижала нагрузку корпоративного центра, выплачивала проценты и смогла рефинансировать долговые обязательства со ставки 10% до 7% годовых, — говорит он. — Им становилось легче дышать, и 2020 год — второй, когда после всех выплат и дополнительных затрат «Система» смогла генерировать дополнительный кеш, который отправлялся уже на другие проекты». Виктор Дима из «Атона» отмечает, что основной актив АФК — МТС — не просто был в хорошей форме, а еще и стал бенефициаром ковидной экономики: «Уйдя на удаленную работу, люди стали больше пользоваться мобильной связью, интернетом, использовать облака». Дима называет два главных события, повлиявших на рост капитализации «Системы» в 2020-м: «IPO Ozon, прошедшее по оценке, о которой год назад вряд ли кто-то мог бы подумать, и продажа «Детского мира» — очень успешный кейс, которым «Система» показала, что может не только создавать хорошие бизнесы, но и монетизировать их с выгодой для себя».
В сентябре 2020 года «Система» продала свой последний пакет в «Детском мире». Расставание с компанией, которой АФК владела с 1994 года, было непростым. АФК безуспешно пыталась с 2018 года продать свою долю то структурам миллиардера Сулеймана Керимова, то «Сафмару» Михаила Гуцериева — Евтушенкова не устраивали ценовые предложения. И в конце 2019 года АФК и российско-китайский фонд РКИФ разместили 23,7% компании на SPO, в июне 2020-го — еще 15,94%, а в сентябре дошла очередь и до последнего пакета в 25% плюс одна акция. «Системе» принадлежало в нем 20,38%, на ее долю пришлось 16,9 млрд рублей.
Почему важно было продать «Детский мир»? По мнению Венграновича из «Ренессанс Капитала», «Система» торговалась с дисконтом к справедливой цене: «Детский мир» платил высокие дивиденды, но акционеры холдинга не видели их в своих карманах, потому что из-за долгов сама «Система» высоких дивидендов не платила». После продажи «Детского мира» и сокращения долга АФК дисконт пропал, и это стало одним из катализаторов роста капитализации корпорации.
И все же лучшей сделкой АФК «Система» в 2020 году было IPO Ozon. Первые инвестиции в Ozon, созданный в 1998-м как книжный интернет-магазин, пришли от фонда ru-Net Holdings Леонида Богуславского (в нем также были деньги Baring Vostok Capital Partners и UFG) в 1999 году. Со временем электронная торговая площадка превратилась в маркетплейс, торгующий самыми разными товарами: электроникой, косметикой, запчастями для автомобилей и пр.
«Система» и МТС вложились в Ozon в 2014 году, купив 21,6% за $150 млн. Перед IPO Ozon «Система» поставила себе задачу стать одним из крупнейших акционеров интернет-ретейлера и начала наращивать долю. В апреле 2019-го она довела свой пакет с 19,3% до 21,9%, докупив акции у миноритариев, в марте 2020-го увеличила долю прямого владения до 31,3% (еще 11,7% АФК контролировала через свой венчурный фонд Sistema VC). К IPO, которое состоялось 24 ноября, АФК «Система» была крупнейшим акционером Ozon с пакетом 45,2% акций, чуть меньше было у фондов Baring Vostok — 45,1%.
В ходе IPO АФК и Baring Vostok купили акций на $67,5 млн каждый по цене размещения $30. «Ozon мог поставить цену $32–34 за акцию, — говорит Евтушенков, — но мы видели, что будет переподписка, и я не стал настаивать. Были бы скупыми, получили бы лишние $200–300 млн, а вдруг бы потом компания просела на бирже? Это был бы очень плохой знак для компании и для инвесторов. Они не любят скупых». На торгах сразу после IPO цена бумаг на обеих площадках выросла на 30–40%. После IPO АФК и Baring Vostok принадлежит по 37,2% Ozon. «Система» не планировала увеличивать свою долю в компании. «Для этого нужно было бы вложить не менее полумиллиарда долларов, — говорит Евтушенков, — а мы к этому не были готовы».
Перед размещением Ozon шло ралли «Системы». Инвесторы понимали, что из-за высокого спроса купить бумаги будет сложно, и пытались заработать за счет покупки акций «Системы».
«После IPO «Система» сохранила в капитале Ozon долю более 30%, и к стоимости ее активов добавилось более 200 млрд рублей», — отмечает Александр Венгранович. Когда «Система» только начала инвестировать в Ozon, доля интернет-ретейлера в активах корпорации Евтушенкова, по оценке Венграновича, составляла не более 2%, а сейчас — более 30% (доля МТС — около 55%). Доля «Башнефти» в активах «Системы» была порядка 40%, таким образом, Евтушенкову удалось почти полностью возместить потерю нефтяного бизнеса, заменив его маркетплейсом.
Миллиардер уже планирует проводить новые IPO. «У нас четкий график выхода портфельных компаний на биржу, — говорит Евтушенков. — Всего пять-шесть компаний, которые дорастают до биржи, будем выводить». Ранее президент АФК «Система» Владимир Чирахов сообщал, что первой к IPO будет готова лесопромышленная Segezha Group.