В распоряжении Znak.com оказалась разоблачающая стенограмма

Источник
Расследование Екатерины Винокуровой и мэрии Москвы.
Корресподент Znak.com обнаружила, что в московском районе Восточное Измайлово агитацией за кандидата от власти, возможно, занимаются представители управы, а агитаторами станут советники управы на общественных началах.  В результате на место событий выехал представитель мэрии  и вместе с корреспондентом разбирался в ситуации.
 
Управа района Восточное Измайлово располагается в светло-зеленом кирпичном двухэтажном здании.
 
- Здравствуйте, я в штаб Назаровой на второй этаж, - говорю я охраннику кодовые слова, тот не удивляется и предлагает мне пройти на второй этаж в кабинет 215.
 
Ирина Назарова – главврач горбольницы №57 – беспартийная кандидат от коалиции «Моя Москва», пользующейся на выборах в Мосгордуму поддержкой мэрии Москвы. Формально Назарова идет самовыдвиженцем, однако ее сборщиков подписей не видела ни корреспондент Znak.com, проживающая в соседнем районе, ни ее знакомые, живущие непосредственно на территории округа Назаровой.
 
Это не мешает Назаровой пользоваться прямой поддержкой из управы: на 215 кабинете, куда охранник меня направил как в «штаб Назаровой» висит табличка «Департамент по взаимодействию с общественными организациями».
 
Несколько дней назад представители этого департамента собирали «советников управы» - новый институт, который весной 2014 года организовала мэрия Москвы, мотивируя это официально тем, что хочет лучше взаимодействовать с населением.
 
8 июля в Кинотеатре имени Моссовета в Малом зале советникам объяснили, для чего они на само деле нужны управе. 
 
В распоряжении Znak.com оказалась стенограмма семинара, сделанная одной из советниц.
 
«В зале мужчин было мало, в основном женщины от 60 до 75 лет. Старшая по Восточному Измайлово – Наталья Евгеньевна. Она сказала, что всем нам дадут обходные листы, надо будет по домам по два человека. Надо будет  записывать: кто пойдет голосовать, кто не пойдет, за кого конкретно будут голосовать, если не определились пока и т.д. Если не будут открывать дверь, то весь раздаточный материал за Назарову в – почтовый ящик. 2 раза в неделю сдавать отчеты. Паспортные данные жильцов не вписывать, только ФИО, адрес, телефон. Спрашивать будут ли голосовать за Назарову или нет. Доступ в дом дадут из Управы, т.е. ключи от домофонов в подъездах», - так излагает суть первой инструкции Натальи Евгеньевны советница, поделившаяся стенограммой со Znak.com. 
 
Кроме нее на семинаре присутствовал начальник оргуправления префектуры ВАО Роман Шеремет.
 
«Наталья Евгеньевна: Вы можете в квартире столкнуться снедоброжелательностью. Заранее подготовьтесь к разным ситуациям. Если ничего не ответили на вопросы, все отрицательно – это тоже результат… Сумейте навязать нашего депутата, передать агитационный лист. В управе дадут коды подъездов. Подключайте старших по дому. Дадут брошюры по здравоохранению, по больнице № 57…С понедельника 14.07.14 начнем ходить по домам.
 
Вопрос из зала: В районе Измайлово на деревьях висят листки, что Назарова продает органы человека, за нее не надо голосовать.
 
Шеремет: Это грязные приемы оппозиции, которая хочет попасть в Думу. Они хотят очернить всех, кто выдвигается честным путем.
 
Вопрос из зала: Кто еще выдвигается?
 
Шеремет: Других кандидатов мы не знаем. Мы должны вбить в голову, что Назарова лучше…
 
Сотрудник префектуры, молодой мужчина в очках:  В день надо обойти 30 человек (30 квартир). Если в квартире живет несколько человек, то у всех узнать, за кого будут голосовать… 
 
Молодой мужчина в очках, из Префектуры: У избирателей узнать: их наказы, их проблемы. Все зафиксировать в листках и пообещать, что исполнят. А когда сделают – то это сделала Назарова. Если кто-то из избирателей будет говорить, что против Назаровой и почему против – эти листки передадут юристам, они будут разбираться. Если же в квартирах хозяева не живут, а ее снимают – это все отмечать в листках, эти тоже пойдут сведения куда надо…. Приведите 30 человек в день голосования – получите бонус 500 руб. за каждого.
 
Мужчина в очках, из префектуры: Надо превратить людей в сторонников. Свой дом можно включить советникам. Все ответы фиксировать… Если нужно избирателям встретиться с Назаровой – то можно заранее договориться… Если человек болен, то ему можно пообещать на консультацию к Назаровой записать (она врач-гинеколог). В Афганистане разворачивала полевой госпиталь – легендарный человек. Чтобы попасть в больницу № 57 и чтобы свой терапевт дал направление лечь в стационар – надо сказать пароль: «Я договорился с Назаровой»… В листках отмечать кто в день выборов не сможет прийти на участок (особенно немощные)», - гласят выдержки из стенограммы.
 
Участница семинара, записавшая стенограмму, предложила мне прийти в управу и убедиться собственными глазами, ведется ли там агитацию за кандидата Назарову.
 
В кабинете 215 сидят мужчина средних лет и пожилая женщина.
 
- Здравствуйте, я живу в доме (называю адрес на территории избирательного округа), мне старшая по подъезду сказала, у вас можно взять агитматериалы за Назарову, чтобы в подъезде расклеить, - говорю я.
 
- Ой, еще не пришли агитматериалы, но наклейки быстро появятся – через день-два, - отзывается пожилая женщина. 
 
Мужчина менее доверчив и спрашивает, как фамилия старшего по подъезду. Я отвечаю, что не помню и зачем-то говорю, что я из «Молодой гвардии «Единой России».
 
- Придут скоро наклейки, не волнуйтесь, заходите – дадим, - успокаивает меня женщина.
 
Я выхожу из управы и иду к метро. В это время мне звонят знакомые, живущие в доме рядом с управой. Они говорят,что оттуда вышли пожилые женщины с пачками листовок с фотографией Назаровой.
 
Согласно статье 48 Избирательного кодекса Москвы «Предвыборная агитация», «запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:   1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления;   2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения».
 
Корреспондент Znak.Com позвонила в мэрию и попросила помочь разобраться в ситуации.
 
Реакция пришла довольно быстро: руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти в мэрии Москвы Вячеслав Шуленин сказал корреспонденту, что высылает на место событий своего заместителя, Евгения.
 
Евгений, обаятельный молодой человек приехал на место и предложил сразу пройти к главе управы, Сергею Мохову.
 
Мохов держится уверенно, пока я излагаю свою историю. В приемной ждут местные жительницы, одна из которых лично встретила агитатора с листовками в стенах управы.
 
- Никакого штаба Назаровой тут не было и нет, - настаивает на своем Мохов.
 
- Почему тогда охранник мне сказал, что он на втором этаже? – препираюсь я.
 
Мы проходим к охраннику.
 
- Вы меня помните? – спрашиваю я.
 
Он кивает.
 
- Вы мне сказали, что тут штаб Назаровой?
 
- Нет тут никакого штаба! – кричит одна из сотрудниц управы, пока охранник медлит с ответом.
 
Мы проходим в комнату 215. Теперь там убрано, и никого из людей, встреченных днем, тут нет.
 
- Тут никакая пожилая женщина не работает, а мужчина просто ведет сайт, - поясняет сотрудница управы.
 
Надежда Евгеньевна тоже работает в управе, но находится в отпуске до 14 сентября.
 
- Но мы видели агитаторов здесь, в управе, - упираются местные жительницы.
 
Евгений предлагает им найти этих агитаторов и просит сразу же с ним  связаться. Стоит отметить, он благожелателен и ко мне, и к жительницам, и к главе управы, который стоит на своем: никакого штаба тут нет.
 
- Учтите, наша позиция – это пресекать любые попытки использования служебного положения. Если вдруг кто-то из ваших сотрудников захочет кому-то подыграть, пресекайте, - назидательно говорит Евгений.
 
Мне ничего не остается, как поблагодарить его и распрощаться. К мэрии в данном случае претензий нет.
 
На пороге управы мы сталкиваемся с Семеном Бурдом, кандидатом по этому округу от «Яблока». Ему тоже рассказали местные жители о том, что из управы несут агитматериалы.
 
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает, что в Восточном Измайлово происходит показательная ситуация: это классический пример общего стиля ведения выборов нулевых годов.
 
 «Схема состоит из двух звеньев: сперва принимаются заведомо  неисполнимые нормы, а далее включается принцип двойных стандартов и выборочного правосудия. Нарушения одних не замечают, но кто-то оказывается виноватым. От участия в выборах можно таким образом устранить кого угодно, а о неисполнении закона со стороны представителей власти умалчивается. За сборщиками подписей кандидатов от оппозиции будут ходить с камерами, а штабы кандидатов от власти могут располагаться в зданиях управ, что строго запрещено законом. В Москве имеет место быть вообще парадоксальная ситуация: никто из тех кандидатов, кто собирал подписи максимально публично, чьи сборщики ходили по квартирам, стояли в пикетах у метро и так далее подписи не собрал, а подписи сдали люди, чьих сборщиков в глаза никто не видел. В итоге новый состав Мосгордумы будет сформирован таким образом, что отношения к реальным настроениям горожан он иметь не будет. Самое мягкое, как можно назвать эти выборы – это неуважение к москвичам, и очевидно. Что это неуважение еще вернется бумерангом обратно к городским властям», - считает Кынев.