Очередной коррупционный скандал вокруг поставок вакцины от коронавируса разгорелся в Санкт-Петербурге не на пустом месте. Директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института вакцин и сывороток (ФГУП СПбНИИВС ФМБА России) Евгений Маковский, которого подозревают в попытке получения взятки размером 19 250 000 рублей, был задержан спустя всего несколько месяцев после ареста его предшественника Виктора Трухина, которого обвиняют в растрате свыше 430 миллионов бюджетных рублей.
Как так получилось, что научно-исследовательское учреждение с восьмидесятипятилетней историей, созданное для того, чтобы бороться с опасными для человека эпидемиями, стало настоящим рассадником казнокрадства и мздоимства?
А ведь совсем недавно его репутация казалась незыблемой. В 2019 году, еще до того, как коронавирусная чума захлестнула планету, в республике Никарагуа было открыт «Латиноамериканский институт биотехнологии Мечников». По сути – филиал Санкт-Петербургского НИИ в Центральной Америке. «Совместное производство» было одобрено на самом верху, а глава учреждения. В 2020 году, на фоне пандемии СПбНИИВС ФМБА России был включен в «Перечень системообразующих предприятий России». В 2022 году институт СПбНИИВС ФМБА объявил о создании противовирусного препарата нового поколения «Конвасэл» — первой в мире зарегистрированной вакцины против COVID-19 на основе нуклекапсидного белка… Это был настоящий международный успех и прорыв – директору НИИ Виктору Трухину было присвоено никарагуанское гражданство, а затем он стал почетным консулом этой республики в Санкт-Петербурге. Казалось бы, у института и его директора впереди большая и светлая дорога, ведущая к Нобелевской премии. Но, как это часто бывает – споткнулись на «мелочах».
Несолидные иски
Но у солидного бюджетного учреждения с международными филиалами, много лет занимавшегося разработкой спасительных для человечества вакцин и губительных для вирусов сывороток, далеко не со всеми деловыми партнерами были безоблачные отношения.
Если посмотреть арбитражную практику, то мы увидим, что ФГУП СПбНИИВС ФМБА России время от времени прилетали неприятные судебные иски. Например, ООО «Фудрус», поставившее институту «эмбрионы куриные для производства моновакцин» почти на четыре с половиной миллионов рублей, так и не дождалось своих денег и было вынуждено обратиться в арбитражный суд. ООО «Сарториус Стедим РУС» невыплаченный долг за поставленное оборудование в размере 21 миллиона 300 тысяч рублей также вынуждено было взыскивать через арбитраж. Кому-то эти судебные разбирательства казались мелкими финансовыми неурядицами – но, как выясняется – далеко не всем. В частности, руководству Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) пришлось не по душе, что один из «флагманов» агентства начинает приобретать среди поставщиков репутацию «кидалы».
Следы ведут в Никарагуа
Результаты проведенного аудита подтвердили самые худшие опасения. Проверка выявила нецелевое списание со счета НИИ 436,7 миллионов рублей, при этом, по мнению ревизоров, ответственность за это деяние лежит на директоре института – Викторе Трухине.
Материалы были переданы в правоохранительные органы, на Трухина было заведено уголовное дело о растрате, совершенной организованной группой лиц в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а сам директор института подался в бега. Правда, задержали его довольно быстро – при попытке пересечь белорусскую границу… Никарагуанское гражданство оказалось слабым иммунитетом от уголовного преследования, и не спасло Виктора Трухина от ареста. Статья, по которой его обвиняют, предусматривает до десяти лет лишения свободы. А в ноябре стало известно, что Виктор Трухин был лишен никарагуанского гражданства.
Пьяный пассажир
Сменивший Трухина на посту директора Евгений Маковский за широкой известностью, в отличие от своего предшественника не гнался. До того, как примерить на себя лавры медицинского светила, Евгений Викторович подвизался на ниве бухучета и земельно-правовых отношений. Насколько хорошо он разбирался в вопросе, которые ему был поручен, сказать трудно, но «прививка» сделанная правоохранителями учреждению, которое он возглавил после ареста Трухина ему явно впрок не пошла. Зато Маковский, видимо, пользуясь предыдущим опытом наработанным на ниве бухучета и аудита, сумел быстро посчитать предполагаемые доходы главы компании ООО «Русбиофарм» Сергея Иссерса, который занимался распространением поставляемой ФГУП СПбНИИВС вакцины «конвасэл» и предложил их заблаговременно «поделить». Идея Иссерсу категорически не понравилась, и он сделал соответствующее заявление
в правоохранительные органы. Далее оперативники взяли ситуацию под свой контроль. Посреднику была вручена «кукла» после чего он был арестован и дал соответствующие показания. Маковский свою вину категорически отказался признавать.
Интересна личность человека, который, предположительно, взялся помочь Маковскому в получении взятки. Это – земляк Маковского, иркутянин Игорь Рудых, безработный, имеющий непогашенную судимость за покушение на убийство, которое он совершил в пьяном угаре после распития спиртных напитков в купе поезда «Брянск-Москва». Получается, ради незаконного обогащения, глава солидного медицинского учреждения не брезгует услугами более чем сомнительных персонажей… Что называется, докатились. Как и каким образом новое руководство института восстанавливать загубленную репутацию, и станут ли последние громкие уголовные дела надежной «прививкой» от коррупции?
Напомню, что это далеко не первый коррупционный скандал, связанный с реализацией разработанных на бюджетные средства вакцин от ковида.
Так, в мае уходящего года за «непринятие мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов» был отстранен от должности директор научного центра «Вектор» Ринат Максютов. Возглавляемое им учреждение занималось разработкой вакцины от COVID-19 «ЭпиВакКорона». Стоит заметить, что к препарату имеющему множество «побочек» были большие претензии и у врачей и у пациентов. Можно сказать, что Максютов, с которым «всего лишь» прекратили трудовые отношения, легко отделался. Пока что, как видим, казнокрады
И мздоимцы от иммунологии на профилактические прививки правоохранительных органов реагируют слабо.