В Екатеринбург для участия в уголовном процессе этапирован экс-миллиардер, участник рейтингов российских богачей, о котором федеральные СМИ писали как о перспективном бизнесмене, реализующим мегапроект в малой энергетике. Но в 2012-м году Александр Степанов из талантливого перспективного бизнесмена превратился в заключенного, получив срок в 4,5 года лишения свободы. Инициатором того уголовного дела стал лично Герман Греф
. Сейчас Степанова начали судить по новому делу в Екатеринбурге, где был один из его крупных активов. Подробности – в материале Znak.com.
Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга начал рассмотрение уголовного дела в отношении владельца холдинга «Энергомаш» Александра Степанова, сейчас отбывающего срок в виде 4,5 года лишения свободы. Как рассказал Znak.com один из потерпевших по делу - екатеринбургский бизнесмен Виталий Шемякин, уголовное дело возбуждено по факту преднамеренного банкротства ОАО «Уралэлектротяжмаш - Уралгидромаш» - одного из активов холдинга. 13 декабря в суде состоялось предварительное заседание, на котором было предложено рассматривать дело в особом порядке. С этим согласились и адвокаты Степанова, и представители основных кредиторов ОАО – налоговых органов и Сбербанка. Виталий Шемякин – против. Он считает, что в этом случае Степанов сможет получить срок ниже нижнего предела. Кроме того, его приплюсуют к наказанию (сроку), которое он сейчас отбывает, и в итоге Степанов фактически останется безнаказанным.
По словам Шемякина, Степанова этапировали в Екатеринбург. Незадолго до этого его адвокаты ходатайствовали о досрочном освобождении. Виталий Шемякин не исключает, что обвиняемый может также попасть под амнистию.
Историю ареста Степанова описывали федеральные СМИ. В 2011 году, по данным «Ведомостей», Степанова арестовали прямо в офисе Сбербанка, куда он приехал договариваться о реструктуризации долга. Ранее входящая в холдинг «ГТ-ТЭЦ энерго» получила в Сбербанке кредит на 17,5 млрд рублей. По заявлению Германа Грефа затем было возбуждено уголовное дело о мошенничестве на 12,7 млрд рублей. По данным издания, в кризис Сбербанк отказал в реструктуризации долга и потребовал перевести активы на третью структуру. Степанов в ответ попытался провести «реструктуризацию» активов уже в своих интересах, но неудачно. Сейчас идет банкротство компаний «Энергомаша», и в этом банкротстве Сбербанк — крупнейший кредитор.
Процедура банкротства вышла на этап конкурсного производства. По словам Виталия Шемякина, ранее с имуществом «Уралэлектротяжмаша – Уралгидромаша» нельзя было ничего поделать, поскольку оно было арестовано. Сейчас арест снят, и арбитражный управляющий может проводить оценку и реализацию. Но Виталий Шемякин опасается, что вряд ли сможет возместить свои убытки. ООО «Ремстроймаш», директором которого является Виталий Шемякин, выполняло работы для ОАО «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш», но денег с предприятия, производящего оборудование, в том числе для атомных электростанций, не получило.
Доказав долг в свердловском арбитраже, «Ремстроймаш» получило исполнительный лист на взыскание с предприятия более 63 млн рублей. Информацию о том, что на счете должника в Промсвязьбанке появились деньги (более 60 млн рублей), Виталий Шемякин узнал благодаря источникам и поспешил получить деньги, но не смог – когда явился в банк с исполнительным листом, банк вернул ему лист неисполненным, сославшись на неполноту предоставленных документов, в частности отсутствие документов, подтверждающих полномочия Шемякина, и на отсутствие данных о месте государственной регистрации взыскателя. Но, как установил позднее суд, решение о возврате исполнительного листа без исполнения было принято банком неправомерно. Позднее денег на счете уже не было. Бизнесмен прошел все суды, выиграл их, но средства так и не вернул. Сейчас он потерпевший в рамках уголовного дела о преднамеренном банкротстве «Уралэлектротяжмаша-Уралгидромаша».
Открытые источники сообщают, что это может быть не последнее дело в отношении Степанова. Одно из дел возбуждено по заявлению казахстанского БТА Банка, который ранее выдал «Энергомашу» кредит на сумму 365 млн долларов. Кроме того, Степанов был осужден английским судом на два года и объявлен в международный розыск.
Между тем буквально за несколько лет до кризиса Степанов считался одним из самых перспективных российских бизнесменов. В 2005 году Forbes писал о нем как о 40-летнем бизнесмене «с горящими глазами», который рассказывал о перспективах своего проекта по строительству малых газотурбинных ТЭЦ — в противовес устаревшим и неэкономичным котельным, работающим на мазуте. Под этот проект и брались многомиллиардные кредиты в банках. Журнал «Финанс» включал его в свои рейтинги самых богатых российских бизнесменов. Так, в 2006 году «Финанс» поставил его на 137-е место топ-миллиардеров, оценив его состояние в 9,1 млрд рублей.