С завода «Восточная верфь», сорвавшего гособоронзаказ, взыщут почти миллиард рублей. Скорее всего, иск окажется не последним. И теперь теперь все это – головная боль Объединенной судостроительной корпорации, ставшей с недавних пор фактическим владельцем предприятия, и его нового директора Андрея Пучкова. Причем сама ОСК находится не в лучшем состоянии и получило в наследство от прошлого менеджмента широкий список проблем, а потому перспективы исправления ситуации на верфи остаются туманными.
Министерство обороны России взыщет с завода «Восточная верфь» из Владивостока 844,2 миллиона рублей долга. Соответствующий иск удовлетворил арбитражный суд Москвы. Кроме того, предприятие должно выплатить госпошлину в размере 200 тысяч рублей. Согласно решению, будет расторгнут и договор, заключенный «Восточной верфью» с минобороны в конце ноября 2018 года.
Все началось с соглашения о строительстве двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Планировалось, что головной корабль заказчик получит 25 ноября 2022 года, первый серийный – год спустя. Сумма контракта – более 20 миллиардов рублей. Однако в 2020 году минобороне уведомило о расторжении контракта, и в июле работы были остановлены.
Судебные тяжбы минобороны и владивостокского производителя не ограничиваются этим делом. В конце октября арбитражный суд Москвы постановил взыскать с «Восточной верфи» неустойку в размере 88,4 миллионов рублей и отдельно – в размере 8 миллионов рублей.
Впрочем, «Восточная верфь» также требовала денег с заказчика. Например, в апреле 2023 года она обратилась в арбитражный суд с иском к министерству о расторжении другого госконтракта от 1 сентября 2014 года и взыскании убытков в размере 817,5 миллионов рублей. А в сентябре предприятие обратилось с иском о взыскании с минобороны 90,9 миллионов рублей. Суд принял его к рассмотрению, ближайшее заседание назначено на 16 января будущего года.
Работали в минус
АО «Восточная верфь» было создано в 1994 году на базе Владивостокского судостроительного завода, запущенного еще в 1952 году. На своем официальном сайте предприятие называет себя основным поставщиком кораблей для морских пограничных сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота ВМФ России, а также сообщает об изготовлении боевых судов на экспорт по линии Рособоронэкспорта.
В конце 2022 года предприятие попросило арбитражный суд Приморского края признать его банкротом. Решение по этому делу до сих пор не принято.
Этому предшествовал период неблагоприятных финансовых показателей. Так, по данным СПАРК по итогам 2021 года предприятие получило убыток в размере почти 2,2 миллиарда рублей, а предыдущие три года хоть и работало в плюс, но размер чистой прибыли не достигал даже 1 миллиона.
Кроме того, незадолго до иска о самобанкротстве кредиторы начали подавать заявления о взыскании с «Восточной верфи» десятков миллионов рублей. Сыграли свою роль и санкции, из-за которых прекратились поставки в Россию судовых комплектующих из США и Евосоюза.
Слишком много вопросов
Основными совладельцами «Восточной верфи» были частные лица – Игорь и Андрей Мирошниченко, Геннадий Лазарев, Сергей Баканев. Согласно данным СПАРК, все они указаны также как бывшие совладельцы и руководители других организаций, в основном также зарегистрированных в Приморском крае, и во многих случаях уже не действующих. Тем более удивительно, что при таком бэкграунде собственников предприятию доверили важные оборонные заказы. Некоторые эксперты говорят, что постройка боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМФ на этой верфи изначально выглядела нерентабельной и сомнительной.
Отдельные эпизоды работы вызывают особые вопросы. Например, когда в 2014 году был подписан контракт с минобороны о строительстве двух танкеров, а год спустя пришло решение от министерства строить суда водоизмещением не 2,3 тысячи тонн, а 3,5 тысячи, менеджмент предприятия не сделал ничего для заключения нового контракта. То есть завод на протяжении пяти лет строил суда гораздо больших габаритов без документов и за прежние деньги.
К моменту банкротства компания подошла в состоянии внутреннего корпоративного конфликта. Например, акционер Геннадий Лазарев возлагал ответственность за неудачи с оборонзаказом на Игоря Мирошниченко – другого акционера, который некоторое время занимал должность гендиректора.
Впрочем, и сам Лазарев, экс-депутат Приморского заксобрания шести созывов и бывший ректор Владивостокского государственного университета как только на предприятии начались проблемы предпочел уехать за границу.
Конфликты не обошли стороной и членов семей акционеров. В октябре «Восточная верфь», уже с новым менеджментом во главе, подала иск о взыскании 8,2 миллиона рублей с Ирины Лазаревой, бывшей супруги Геннадия Лазарева.
Бесконечный аудит
Указанные акционеры перестали иметь отношение к предприятию летом нынешнего года. Министерство промышленности и торговли России приостановило их права, а также полномочия органов управления. Статус управляющей организации, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа АО «Восточная верфь», получило ПАО «Амурский судостроительный завод», который входит в состав государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Это решение было основано на указе президента РФ, подписанном в марте нынешнего года, который предоставил министерству право в период военного положения как приостанавливать корпоративные права участников обществ, нарушающих условия оборонных контрактов, так и отстранять исполнительные органы данных организаций от управления компанией.
Впрочем, и у самой ОСК ситуация не лучшая. В прошлом году тогдашнего руководителя корпорации Алексея Рахманова на совещании раскритиковал лично Владимир Путин за огромный объем накопленных долгов. В прошлом году власти запустили финансовый аудит предприятия, а в 2023 году – управленческий аудит. Их итоги официально не назывались, что известно, что в результате Рахманов лишился своей должности и с 1 сентября нынешнего года ОСК возглавляет Андрей Пучков.
Интересно также, что сам Рахманов говорил, что основная часть убыточных контрактов касалась как раз Амурского судостроительного завода – того самого, под управление которого перешла «Восточная верфь».
Впрочем, это не единственное предприятие ОСК, переживающее не лучший период. «Версия» уже рассказывала, как Структуры Алексея Мордашова заваливают исками производителя уникальных атомоходов – АО «Балтийский завод».
Сможет ли находящаяся не в лучшей форме корпорация принципиально исправить ситуацию на «Восточной верфи» – вопрос крайне сомнительный. Тем более, что после прошлых неудач минобороны вряд ли доверит предприятию новые проекты. Получается, что ОСК приняло на баланс крайне невыгодный актив, который осложнит Андрею Пучкову и без того нелегкую работу.
Очевидно, что судостроительная отрасль в стране испытывает системные проблемы, и гособоронзаказ нередко не спасает, а может только усугубить ситуацию. Государство наконец обратило внимание на отрасль, однако принимаемые решения могут еще более усугубить ситуацию – ОСК получило на баланс убыточное предприятие, с которого в дальнейшем по решениям судов еще могут взыскивать миллиарды рублей.