Правительство готовит грандиозный подарок россиянам. Кабмин предлагает резко снизить цены на водку. «За» выступают Минэкономразвития и Минпромторг. Первые предлагают уменьшить акциз примерно на треть и довести минимальную стоимость бутылки до 136 рублей. Вторые и вовсе хотят, чтобы народ покупал пол-литра всего за сотню. Минфин и Минздрав, правда, выступают «против». Но есть еще и третья сила. Как ранее писали СМИ, понижение цен на водку очень выгодно компании, которую связывают с российским предпринимателем, миллиардером Василием Анисимовым.
Наливай – подешевело!
Правительственные предложения о снижении цен на водку пока еще не обрели статус закона. Как сообщил замминистра экономики Олег Фомичев, ведомство предлагает понизить акциз с 500 до 360 рублей. То есть примерно на треть. При этом минимальная розничная цены бутылки горькой составит 136 рублей. Это гораздо дешевле нынешней стоимости алкоголя. Сейчас минимальная цена – 185 рублей. В Минпромторге предлагают поступить еще радикальнее и продавать водку за 100 рублей. От таких предложений, вообще-то, берет оторопь. 100 рублей – это примерно 4 булки хлеба. Можно сказать, что коммунизм, после введения такой меры, наконец, наступит. Те, кто застал СССР в зрелом возрасте, хорошо помнят, что хлеб стоил где-то 20 копеек. А водка в районе 4 рублей. То есть в 20 раз (!) дороже.
Собственно похожей политики придерживаются и сейчас на Западе: крепкий алкоголь – это дорогое удовольствие. Но мы, как обычно, идем другим путем. Если спросить мнение политологов по поводу мотивации власти, то они, наверняка, ответят: выборный период. Когда в России дешевеет водка – это всегда способствует обострению любви граждан к властям. Хотя эту версию несколько опровергает реакция других правительственных ведомств.
Меру надо знать
Так, Минфин выступил против. И его можно понять. Акциз – это налог, который платят в казну производители алкоголя. Его снижение негативно отразится на поступлениях в бюджет, а, значит, добавит головной боли финансовому ведомству, которому сейчас и так нелегко. Алкогольный налог – это сотни миллиардов рублей, лишиться их для казначейства сейчас довольно критично. Заодно с Минфином выступил и Минздрав.
«Мы против того, чтобы цена бутылки снижалась. У нас основной фактор, который определяет смертность трудоспособного населения, это злоупотребление алкоголем у молодых мужчин», - заявила на форуме в Сочи глава ведомства Вероника Скворцова.
И это заявление несколько вселяет надежду, что не все в правительстве готовы экспериментировать над народом. С одной стороны у тех, кто за понижение цен на алкоголь, есть своя логика. Если в магазинах продается дорогая водка, то потребитель не будет ее покупать. А поскольку он все равно не откажется от алкоголя, то пойдет к нелегалам за контрафактом. Не важно, что это будет: самогон, подделка, технический спирт, одеколон. Главное, что потребитель:
а) не купит товар, с которого уплачены налоги,
б) погубит здоровье или вовсе покинет наш бренный мир.
А вот если магазин будет продавать дешевый продукт, то покупатель и оплатит акциз, и хотя бы не отравится. Правда, логика несколько хромая и довольно сильно шатается, словно перебравший человек.
Веселье Руси есть нарушение законов
Практика минимальной цены на алкоголь в России действует 6 лет. Но искомых результатов она пока не принесла. В этом году антимонопольщики сообщили, что объем контрафактного спиртного на рынке приблизился к критической отметке. Кто бы сомневался. Нелегальный алкоголь всегда будет дешевле, по разным причинам. Главная заключается в том, что если кто-то продает горячительное и не платит с этого налоги (а если еще и производит продукт недорогим кустарным способом), то он всегда выиграет в конкурентной борьбе. Официальные цены на бутылку можно снижать сколько угодно. Просто есть себестоимость продукта: не платишь акциз и продаешь дешевле. Математика, не более того. Нет, делиться все равно с кем-то придется. Но серый сектор умеет договариваться.
Здесь и добавить-то особо нечего. Граждане и сами были бы рады покупать хороший, качественный алкоголь. Кто же враг своему здоровью? Да вот незадача: экономика падает, доходы населения снижаются. И тот, кто вчера мог себе позволить покупать напитки в магазинах, сегодня идут на «точку» за углом. Это не мы такие, это жизнь такая. На Западе, говорят, другая проблема. Там, например, в Скандинавии, некоторое время назад граждане спивались от хорошей жизни. Пришлось ограничить продажи алкоголя и, в общем-то, помогло. У нас такие меры не действуют. Каждый выпивающий россиянин знает, где можно купить продукт в любое время суток. Все все знают, и никаких проблем. Впрочем, это вопросы несколько абстрактного характера. Важно другое. Во всем, что касается выпивки – есть 3 участника. Пьющий. Государство, как регулятор этого важнейшего сектора экономики. И, конечно, производитель. Третий, то есть.
Всю ночь напролет, до зари…
Год назад в РБК появилось большое расследование на тему того, кому выгодно удешевление водки в России. Журналисты выяснили, что последнее время очень сильно укрепила позиции до недавнего времени малоизвестная на рынке компания «Статус-групп». Она как раз специализируется на производстве дешевой водки, и именно ей очень помогло снижение минимальной розничной цены (государство еще в прошлом году опустило стоимость недорогого алкоголя). По данным издания, за компанией, которая принадлежит кипрской структуре, стоит российский бизнесмен, долларовый миллиардер Василий Анисимов. Его компания, в свою очередь, партнер другого игрока – ВЕДК, которая занимается дистрибуцией водки «Путинка». Анисимов когда-то и создал ВЕДК, а дешевый бренд «Путинка», по информации РБК, принадлежит Аркадию Ротенбергу (роль этого человека в жизни российского бизнеса вообще трудно переоценить). А он в хороших отношениях с Анисимовым.
Поэтому вполне возможно, что упомянутым компаниям и персоналиям в первую очередь и выгодно удешевление водки в России. Судите сами. Допустим, власти снизят налоги на производителей алкоголя и установят рекордно низкую цену на водку. Часть граждан все равно будут пить контрафакт, ибо он по-прежнему дешевле. Те, кто предпочитает покупать водку в магазине, только обрадуется. И, вероятно, станет пить больше, потому что «халява, сэр». Конкуренты, выпускающие более дорогие напитки, проиграют конкурентную борьбу. Правда, страна захлебнется дешевой водкой со всеми вытекающими последствиями.
Но представим, что нация в едином порыве задаст в связи с этим правительству и производителям вопрос: «А вы нас хоть немного уважаете?». Ответ кажется очевидным.