В 2021 году более половины российских предпринимателей считали, что по сравнению с 1990-ми вести бизнес в России стало сложнее, по данным консалтинговой компании PwC. Изменилась ли ситуация сейчас? В новом выпуске Forbes «Бизнес-класс» основатель «Чайхоны №1» Тимур Ланский рассказал, чем похожи 1990-е и 2023 год, как ему удалось выжить с помощью «восточной дипломатии» и кто опаснее для бизнесмена: государство или бандиты
Тимур Ланский стал предпринимателем в 1990-е. Он начинал с организации громких рейв-вечеринок «Гагарин-пати» на ВДНХ, после занимался клубным бизнесом, но в итоге остановился на ресторанной сфере. Считается, что именно он с партнерами подсадил москвичей на узбекскую кухню в «сытые нулевые». Как предприниматель он прошел все этапы становления капитализма в России: от полной свободы действий и разборок с бандитами до раздела бизнеса с партнерами и планами открыть ресторан за границей.
«Новая жизнь» 90-х
«Образ 90-х — это можно все. Буквально за один день было разрешено то, что раньше нельзя и было под запретом. Те же спекуляция и коммерция считались преступлениями, а уже на следующее утро они из недостатков превратились в достоинства. И кто сумел быстро это принять, перестроиться, тот начал новую жизнь. К сожалению, очень многие остались в состоянии «совка», поэтому не у всех все гладко складывалось».
Политика, бандиты и «восточная дипломатия»
«Когда еще стройка шла клуба [Penthouse], мы дневали и ночевали на стройке. Помню, вышли покурить на балкон ночью и видим, что над Москвой в небе линии светящиеся — это были трассирующие пули. В тот момент как раз штурмовали телецентр «Останкино». Мы, конечно, были вне политики абсолютно. Нас интересовало только техно и доллары.
Бандитам я никогда не платил. Другое дело, что мы старались дружить и оказывать правильные услуги и сервис сильным мира сего: где-то давали столики, где-то обслуживали бесплатно. Поэтому благодаря восточной дипломатии удалось выжить. Более того, у нас партнеры тоже были ребята уважаемые».
Какую самую большую сумму терял Ланский
«По тем временам это было порядка миллиона долларов. Проект не полетел. Но на тот момент я находился одновременно еще в двух или трех проектах. Это как ставки: где-то ты выиграл, где-то проиграл. Сильно я не переживал, но было обидно, конечно».
Похожи ли 1993 и 2023 годы
«1993 и 2023 годы — это две разные вещи. Тогда была страна, не пуганная ничем. Каким делом не займись, что-то да получится. Сейчас, конечно, очень сложно какой-то стартап придумать или создать. Потому что нет ресурсов, потому что переизбыток предложений. Тогда любой более-менее качественный стартап сразу вызывал интерес, люди были абсолютно не искушенные никакими предложениями. Нравилось все, что было хоть немного похоже на зарубежный продукт или было оригинальным, но не хуже стандартов, которые были заданы европейским и американским рынками. Но какие-то сходства есть, наверное. И в 90-е страна менялась, и сейчас тоже совершенно неожиданные новые вызовы этого времени».
«Ресторан — это бизнес на коленке»
«В ресторанном бизнесе нет стопроцентной формулы успеха, при которой все заработает хорошо. Очень многое строится на людях, с которыми ты работаешь. Ресторан — это бизнес на коленке, его невозможно систематизировать и довести до автоматизма. Это очень сложный бизнес, и, возможно, с теми же трудозатратами в каком-то другом бизнесе можно достичь совсем других размеров успеха. Но как и любое творческое дело, это становится манией. Если ты попал в эту тему и почувствовал вкус успеха, то уже сложно выйти из игры».
Как падение рубля повлияло на ресторанный рынок
«Конечно, мы ощущаем кризис. Особенно это касается сотрудников с гражданством стран СНГ. Они конвертировали рубли в доллары или в свою валюту. Изменение курса в первую очередь по их доходам и по их жизни ударяет, особенно если они не совсем интегрированы в Россию, а все равно живут на две страны».
Почему «Чайхона №1» не открывается в Дубае
«Я очень ответственно отношусь к деньгам инвесторов. Я живу в Москве и за бизнес здесь отвечаю сам. Чтобы открыть бизнес в условном Дубае, мне нужен партнер, который живет там и готов вместе со мной рисковать. Сегодня открыть ресторан, особенно за границей, очень дорого, в районе двух-трех миллионов долларов как минимум. А еще высокие зарплаты и высокие арендные ставки. Хотя и в Москве они, конечно, немаленькие. Если найдется человек из местных, который будет нам помогать и финансово, и административно, то мы с радостью откроем. Я думаю, что «Чайхона №1» в Дубае или Абу-Даби может выстрелить».
О конфликте с Дмитрием и Алексеем Васильчуками спустя 13 лет
«Я не считаю партнерство с Васильчуками неудачным (в 2010 году основатели «Чайхоны №1» Тимур Ланский и братья Васильчуки разошлись и начали развивать две новые сети под старым брендом. — Forbes). Мы вместе разделили успех того, что я придумал изначально. Ребята тоже жили проектом, мы вместе потратили огромное количество энергии на это. Так что с человеческой точки зрения я потерял друзей. А с точки зрения бизнеса это как раз очень полезно было. Мы внутри одного бренда создали две абсолютно самостоятельные структуры, которые стали соревноваться друг с другом: кто больше, кто лучше, кто качественнее сделает. И это нас постоянно держало в тонусе».
«Красные флаги» в партнерстве
«Нужно четко понимать, что тебе нужно от людей, которых ты приглашаешь в свой бизнес: деньги, компетенции, связи? Нужно это оценить и выстроить границы с партнерами — что они могут сделать, а что нет, как принимаются решения.
Если вы с партнером договорились, кто за что отвечает, а на первых же порах ты видишь, что он пытается залезть в твою зону ответственности, то лучше уже как-то технично заканчивать. Если это твой бизнес, то надо всегда заключать договор, все прописывать и всегда иметь возможность мирно, без каких-либо скандалов закончить это партнерство. Ели вы просто пожали руки без документов и договоров, то каждый по-своему воспринимает это партнерство. Лучше всего все эти моменты прописывать».
Как понять, что ты готов начать бизнес
«Самый главный вопрос, который надо себе почаще задавать: чем вы хотите удивлять людей? Что есть у вас такого, чтобы именно вам заплатили деньги, а не тем, кто в этой же нише уже работает? Если на это у вас есть четкие логические ответы, а не абстрактные в стиле «просто мы лучше», то тогда есть смысл рисковать временем, своими и чужими деньгами. А если на этот вопрос вразумительных ответов нет, то даже не надо пытаться, лучше подумать еще раз».
Про талант предпринимателя
«Быть бизнесменом — это талант, он есть не у всех. Большинство людей не способны быть предпринимателями, потому что не способны брать на себя ответственность что-либо предпринимать. Ты берешь на себя обязанности и понимаешь, что рискуешь — можно что-то заработать, а можно и не заработать. А большинство людей хотят гарантированно что-то иметь, пусть без каких-то перспектив, но чтобы была «синица в руке».