Завершился первый в России суд, в рамках которого один музыкальный лейбл обвинил другой в недобросовестной конкуренции. Причиной разбирательства дистрибутора Believe с Atlantic Records Russia стал новый альбом The Limba, выпущенный, хотя контракт с артистом был у истца. Суд отказал Believe. Шансы оспорить решение невелики, считают юристы, но компания может подать новый иск к самому артисту. Итоги разбирательства важны для развития практики защиты авторских прав, считают эксперты.
Арбитражный суд Московской области 31 января отказал цифровому дистрибутору Believe в иске к рекорд-лейблу Atlantic Records Russia (контролируется Warner Music Russia), обнаружил “Ъ” в базе суда. Истец требовал признать действия ответчика по заключению договора с поп-исполнителем The Limba и подготовке им альбома «Anima» актом недобросовестной конкуренции.
Believe утверждал, что заключил с The Limba договор, по которому владеет преимущественным правом на Anima и обвинял Atlantic Records Russia в переманивании артиста, следует из материалов суда.
В Atlantic Records Russia настаивали, что артист в этой ситуации мог заключать лицензионные соглашения с иными лейблами помимо Believe. Представитель The Limba, привлеченный к делу по ходатайству ответчика, утверждал, что артист выполнил все обязательства перед Believe, а нового альбома они не касались.
В результате разбирательств суд не нашел оснований для признания выпуска лейблом Atlantic Records Russia альбома актом недобросовестной конкуренции, отказав Believe в удовлетворении требований. Лицензионный договор с ответчиком заключен в отношении иных произведений, нежели лицензионные договоры с истцом, а нанесение убытков Believe не доказано, постановил суд.
В Believe не ответили, намерена ли компания оспаривать это решение: «Мы по-прежнему считаем, что практика переманивания артистов при действующих контрактах не способствует добросовестной конкуренции и нарушает базовые принципы бизнес-этики».
Агрессивное переманивание артистов — актуальная проблема, однако «подобные необоснованные иски только вредят общему делу, отвлекая общественное внимание от истинной недобросовестной конкуренции», заявил “Ъ” генпродюсер Atlantic Records Russia Бахтияр Алиев.
Сам The Limba уточнил, что не хотел работать на тех же условиях с Believe по новому альбому, поскольку они «перестали платить роялти по предыдущему».
На рынке часто возникают ситуации, когда один лейбл уводит артиста у другого, но это первый пример, когда спор идет по составу недобросовестной конкуренции, говорит зампред комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов: «Скорее всего, лейбл не хотел ссориться с артистом и поэтому предпочел напасть на конкурента». По мнению юриста, решение суда выглядит вполне обоснованным, так как договора именно на треки из нового альбома у истца с артистом не было.
Шансы оспорить решение суда невелики, соглашается управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. При этом Believe может подать другие иски — например, к артисту напрямую о нарушении условий договора либо о нарушении Atlantic Records Russia прав Believe на этот альбом, уточняет юрист:
«Скорее, недобросовестными могут признать действия артиста, который, несмотря на возможное наличие условий договора с Believe, заключил договор с другой организацией. Если Believe сможет добиться запрета выхода альбома, это поспособствует практике по защите авторских прав».
Дело интересно, поскольку определяющим для принятого решения обстоятельством стала недостаточная ясность в формулировках лицензионного договора между Believe и The Limba, содержание которых не позволило лейблу доказать нарушение своих прав, отметил руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин: «В этом смысле коллегам стоит обратить внимание на ясность формулировок при подготовке подобных соглашений».