Компания Telegram Messenger LLP подала апелляционную жалобу на решение Верховного суда (ВС), признавшего законным приказ Федеральной службы безопасности (ФСБ) о выдаче ключей для расшифровки сообщений пользователей. Представители мессенджера считают, что решение суда принято «с существенным нарушением норм права», а сам приказ противоречит ряду законов.
Telegram Messenger LLP подала апелляцию на решение Верховного суда РФ от 20 марта 2018 года, сообщил руководитель международной правозащитной группы «Агора», представляющей интересы Telegram, Павел Чиков. Тогда суд признал законным приказ ФСБ о расшифровке сообщений Telegram и, таким образом, отклонил иск созданного Павлом Дуровым мессенджера к ФСБ.
Согласно тексту апелляционной жалобы, опубликованной на сайте «Агоры», адвокат Telegram Messenger LLP просит отменить полностью решение ВС и признать приказ ФСБ недействующим и не соответствующим законам «Об информации», «О Федеральной службе безопасности», Уголовно-процессуальному кодексу РФ и законам «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Ответчиками выступают ФСБ, Минюст, а также Генпрокуратура.
Защита Telegram делает упор на трех моментах.
Во-первых, оспариваемый приказ противоречит уголовно-процессуальному законодательству, считают юристы «Агоры». Ранее, напоминают они, суд посчитал, что информация, необходимая для декодирования электронных сообщений, не отнесена федеральными законами к информации ограниченного доступа. Но этот вывод «ошибочен»: с помощью Telegram обеспечивается личная переписка между гражданами. Количество пользователей сервиса составляет более 100 млн во всем мире, из них в России — около 6 млн, указано в жалобе (ранее, впрочем, Павел Дуров на своей странице во «ВКонтакте» сообщал, что в России база пользователей мессенджера составляет 15 млн).
«Учитывая требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8), а также положения Конституции РФ (ст. 23), профессиональной обязанностью компании Telegram является обеспечение неприкосновенности частной жизни граждан»,— аргументируют в «Агоре». Предоставление ключей позволило бы ФСБ осуществлять контроль за перепиской всех пользователей Telegram, а не только при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, как того требуют закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Во-вторых, приказ принят «неуполномоченным органом с превышением полномочий и прямо противоречит федеральному законодательству», считают представители Telegram. Единственным органом, который устанавливает порядок взаимодействия организаторов распространения информации в интернете с госорганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечивающими безопасность, является правительство, а не ФСБ, пишут в жалобе юристы.
В-третьих, оспариваемый приказ противоречит ФЗ «О противодействии коррупции», полагают в «Агоре». По мнению представителей Telegram, приказ не содержит никаких требований к организационно-правовым мерам по обеспечению секретности полученных сведений. «ФСБ, основываясь на собственном приказе, требовала передачи (информации о декодировании.— “Ъ“) по незащищенным каналам связи (на адрес электронной почты [email protected]). Эта электронная почта указана в качестве общего контактного адреса на официальном веб-сайте ФСБ. В соответствии с информацией, размещенной на сайте, адрес электронной почты является одним из каналов обращения граждан в службу, по которым запрещено (!) передавать сведения ограниченного распространения, к коим, безусловно, относится запрошенная ФСБ информация о дешифровании переписки между пользователями мессенджера Telegram»,— обращают внимание юристы.