Сулейманово отрешение

Источник
Как развалилась империя Сулеймана Керимова.

В историю взлетов и падений российских магнатов 2013 год будет вписан под знаком разрушения бизнес-империи Сулеймана Керимова. Еще недавно он занимал 20-ю строчку в списке Forbes с состоянием $7,1 млрд, был преуспевающим владельцем крупных активов в стране, "главным олигархом" Дагестана и хозяином самого громкого футбольного проекта последних лет — ФК "Анжи". Теперь у сенатора, по существу, осталось лишь 42% акций Polus Gold, от прочего пришлось избавиться. Причем в основе этого вынужденного решения, скорее всего, лежат не экономические, а политические причины.

Продажа Сулейманом Керимовым своих официально 21,75% (а неофициально - 27%) в "Уралкалии" стала самой крупной и самой скандальной сделкой года. Бизнесмен в одиночку пошел на конфликт не просто с деловым партнером, а с руководителем государства, которое ко всему прочему еще и имеет статус ближайшего союзника России. Банальный спор двух хозяйствующих субъектов — "Уралкалия" и "Беларуськалия" — вокруг сбыта быстро перешел в политическую плоскость с элементами личного конфликта: президент Белоруссии Александр Лукашенко наотрез отказался работать с господином Керимовым. Источники "Ъ" отмечают, что отношения между ними были сложными и до этого: объединив в 2011 году "Уралкалий" с "Сильвинитом", Сулейман Керимов якобы присматривался к "Беларуськалию", но не смог договориться в цене с главой республики.

Страсти, осложненные арестом гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера и требованием объявить Сулеймана Керимова в международный розыск, утихли только после того, как к концу года доля предпринимателя в "Уралкалии" была продана "нейтральному" Михаилу Прохорову. Причем потерей "Уралкалия" бизнесмен не отделался: ему пришлось расстаться и с пакетом в девелоперской Группе ПИК. В результате потеря активов переводит Сулеймана Керимова в абсолютно другой статус — предпринимателя с приличной финансовой подушкой (доли в компаниях продавались, по данным источников "Ъ", с премией), но фактически лишенного возможности иметь в России крупный бизнес. Причем самым существенным выглядит то, что российские власти хоть и не предъявляли публичных претензий к Сулейману Керимову, но и явной поддержки не оказали, оставив его один на один с главой Белоруссии. Более того, господин Баумгертнер смог покинуть Минск только после заведения против него дела в России.

Еще год-два назад положение Сулеймана Керимова казалось прочным, хотя в кризис 2008 года он много потерял. До этого бизнесмен оставался в первую очередь портфельным инвестором и вкладывал не в промышленные активы, а в ценные бумаги. В его портфеле были акции ведущих мировых инвестбанков, которые обесценились уже в первые недели кризиса. На помощь пришли уже российские госбанки, рефинансировавшие большинство займов, и всего через пару лет Сулейману Керимову удалось существенно улучшить свое финансовое положение. Уже после этого он приобрел крупный пакет акций "Уралкалия".

Источники на рынке связывали ренессанс Сулеймана Керимова с его близостью к Дмитрию Медведеву, который стал президентом страны в 2008 году. После этого бизнесмен во многом вышел из тени, что проявилось особенно ярко в ходе истории вокруг взлета футбольного клуба "Анжи" (Махачкала). Тогда же серьезно укрепилось влияние господина Керимова в Дагестане, его люди заняли влиятельные посты в республике, где он стал главным инвестором федерального уровня. Но все это потеряно. В начале 2013 года Магомедсалама Магомедова на посту главы Дагестана сменил Рамазан Абдулатипов, который постепенно вывел власти республики из-под влияния Сулеймана Керимова. В статусе "главного бизнесмена" в регионе его, по сути, сменил владелец Группы "Сумма" Зиявудин Магомедов. Господин Керимов в ответ демонстративно свернул футбольный проект.

То, что говорить о Сулеймане Керимове как о политической фигуре уже не приходится, стало окончательно ясно осенью, после "показательной порки" со стороны Александра Лукашенко, не встретившей ни одного возражения со стороны России. Но списали со счетов бизнесмена очень мягко, на рыночных условиях. Теперь остается вопрос, завершена ли история, то есть сохранит ли он 42% акций Polyus Gold (источники "Ъ" уверяют, что доля будет продана в течение нескольких месяцев), деньги, полученные за активы, и свободу передвижения. Потому что, хотя Белоруссия и сгладила конфликт после смены владельцев "Уралкалия", о закрытии дела против бизнесмена Минск не объявлял.

Персоны Компании
Следственный комитет и Генпрокуратура нашли новый повод для «войны»
Дело об убийстве Владимира Шмойлова может привести к очередному конфликту ведомств Александра Бастрыкина и Юрия Чайки.
Освобождение Ходорковского не повлияет на инвестклимат в России
Освобождение Михаила Ходорковского почти не повлияет на инвестиционный климат в России, считают инвесторы, банкиры и чиновники.
Сделка года: продажа "Уралкалия"
Что общего между историей покупки и продажи "Уралкалия" и классическим вестерном.
«Ракетно-откатый» вице-премьер?
Вот уже два года бывший председатель партии «Родина» и экс-представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин занимает пост вице-премьера, курирующего оборонный сектор. 
Тимченко и Ротенберг борются за дальневосточные стройки «Русгидро»
За право строить электростанции «Русгидро» на Дальнем Востоке борются крупнейшие инжиниринговые компании. В том числе «Стройтрансгаз», подконтрольный Геннадию Тимченко, «ТЭК Мосэнерго» Аркадия Ротенберга и «Глобалэлектросервис» группы «Сумма».
Под дождем
Кто финансирует оппозиционный телеканал.
Ходорковскому грозит до семи лет по новому делу
Срок давности по третьему делу истекает в 2015 году, утверждают источники. Правоохранители отталкиваются в расследовании от так называемого дела экспертов.
Банкир из Петербурга: как Владимир Коган пробивается в высшую бизнес-лигу
Один из самых закрытых участников списка Forbes был претендентом на покупку «Уралкалия». Откуда у бывшего госслужащего деньги?
Главам Осетии и Волгоградской области нашли замену
Как утверждают источники «Известий», их отставки могут произойти в ближайшее время.
Отлетались
За прежним руководством Роскосмоса тянется шлейф из скандалов, интриг и провалов.
Игра по-тихому
Полностью искоренить торговлю инсайдом невозможно. Особенно в условиях тяжелой экономической ситуации. Но несколько показательных уголовных дел способны сократить число таких сделок.
"Шейх" Наговицын
Губернатор Бурятии «качает» деньги из федерального центра и утопает в роскоши.
Сердюков стал фигурантом уголовного дела о халатности
Ему вменяется незаконное строительство дороги в Астраханской области за счет бюджета Минобороны; максимум, что грозит бывшему министру, — штраф или исправительные работы.
Дмитрий Мазепин может купить 20% «Уралкалия»
Владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин может купить 20% «Уралкалия», сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Bloomberg
Хлеборобам прислали технолога
Ставрополь "примеривает" четвертого губернатора за пять лет.
Делу о взятке в $4 млн не нашлось места в суде
Генпрокуратура отказалась передавать в суд уголовное дело в отношении бывшего первого замначальника Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СК РФ Константина Зотова. 
«В элитах состояние истерии. Вид машины СК вызывает панику»
В регионах - резкий рост влияния силовиков. «Они уже пытаются назначать своих губернаторов».
У Баринова появился шанс стать губернатором
Это будет чем-то запредельным для многострадальной области…