ПО НАСТОЯНИЮ ВЛАСТЕЙ
По данным отчета о государственных запросах, представленного в ноябре администрацией Facebook, с января по июнь 2014 г. эта социальная сеть ограничила доступ к 29 страницам по требованию российских властей.
В субботу Facebook заблокировал группу в поддержку «народного схода», который должен пройти после вынесения приговора Алексею Навальному по делу «Ив Роше». Прокуратура в минувшую пятницу запросила для него 10 лет колонии с учетом предыдущего срока по делу «Кировлеса», оглашение приговора намечено на 15 января. После блокировки группы, куда за сутки записалось 14 000 человек, была создана новая группа, которую за 16 часов пополнило более 15 000 пользователей.
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил «Ведомостям», что страница была заблокирована по требованию Генпрокуратуры за призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях. По его словам, Facebook оперативно ограничил доступ к этой странице на территории России. Представители Facebook от комментариев отказались. Источник в соцсети сказал лишь, что на данный момент новые группы в поддержку мероприятия не заблокированы.
Соратник Навального Леонид Волков вспоминает спонтанную акцию в июле 2013 г., когда после объявления приговора Навальному по делу «Кировлеса» около 8000 человек вышли к Манежной площади. Тогда, по словам Волкова, у соратников Навального была уверенность в условном сроке, но кировский суд приговорил его к пяти годам. По словам руководителя отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова, сейчас нет сомнений, что Навальному дадут реальный срок, поэтому 50 000 граждан, готовых выйти на несанкционированную акцию, должны напугать власти больше, чем 200 000 на согласованной акции.
Ограничение доступа к группе произошло по так называемому «закону Лугового», говорит руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк — ранее Facebook уже ограничивал доступ к информации по этому закону, но случай с «народным сходом» стал самым резонансным: «Думаю, и дальше эти группы будут блокироваться, поскольку сотрудники госведомств обладают инертным мышлением и не могут спрогнозировать, чем обернется их решение». Однако ограничение доступа в цифровом пространстве приводит к тому, что информация становится еще более распространенной, говорит Козлюк. По его данным, около 700 ресурсов были заблокированы по «закону Лугового», из них примерно сотня — за призывы к несанкционированным акциям.
Директор центра «Сова» Александр Верховский напоминает, что «закон Лугового» принимался после событий в Бирюлеве и власти говорили, что если бы им срочно удалось блокировать сайты, то можно было избежать погромов: «Но в итоге закон написали так, что под него попало и все остальное». Большинство заблокированных по этому закону сайтов — это экстремистские сообщества, но по нему же был закрыт доступ к сайтам «Грани.ру», «Каспаров.ру», «Ежедневного журнала» и блогу Навального.
Соцсети сыграли значительную роль в «арабской весне» — через них проходили призывы к манифестантам, власти пытались их блокировать, но всегда находились пути обхода запретов, говорит эксперт Института востоковедения РАН Борис Долгов: «Блокировками власти хотят предотвратить явления, дестабилизирующие ситуацию, и российские власти не отличаются новизной — меры по блокировке групп в соцсетях принимались и в Великобритании, и в Гонконге, и в Испании».
У властей в данном случае есть два сценария действий, считает политолог Михаил Виноградов: первый — политический протест не так опасен, как социальный, их надо разносить во времени и лучше не мешать «сходу» собраться раньше; второй — отступление властей будет восприниматься как слабость, поэтому надо демонстрировать силу. И окончательный выбор из них будет сделан в последний момент, считает эксперт.