Связанные с сыном главы «Ростеха» Сергея Чемезова - Станиславом компании намерены запустить в Белгородской области сразу несколько предприятий по производству цементных материалов. Вот только эксперты говорят: если бы этот строительный кластер открывал любой другой бизнесмен, он бы погорел. Но у Станислава Чемезова есть папа, который руководит огромной госкорпорацией и, как поговаривают злые языки, всегда готов помочь сыну с бизнесом. Подходящие заказы для будущих заводов, скорее всего, быстренько найдутся в «Ростехнологиях»…
Накануне стало известно, что аффилированные с Чемезовым-младшим компания «Интербизнесгрупп» и АО «Стандартцемент» совместно с ООО «Красная гвардия» планируют запустить в Белгородской области ряд предприятий по выпуску строительных материалов - цемента. Общая стоимость проекта превышает 43 млрд рублей. Строительство цементного завода в Красногвардейском районе региона было анонсировано еще 10 лет назад. Правда, тогда предприятие собиралась строить ныне ликвидированный «Оборонцемент», который также связан с «Интербизнесгрупп» Станислава Чемезова.
Планы были грандиозные. Общая мощность производств должна была составлять 9 млн тонн цемента в год. «Оборонцемент» успел даже подписать соглашение о поставке необходимого оборудования с FLSmidth (Дания) и арендовать 100 га земли. Не вышло. Теперь к запуску готовится строительство завода мощностью 3 млн тонн цемента в год за 39 млрд рублей и завода по производству керамического кирпича. Годовая мощность последнего предприятия должна составить 60 млн штук условного кирпича.
Вопрос о том, откуда завод будет добывать сырье для переработки - темный. Дело в том. что в том же районе, где намерен построить завод «Интербизнесгрупп», находится Бирюченское сырьевое месторождение. В свое время «Оборонцемент» получил от правительства Белгородской области лицензию на разработку данного месторождения. Вот только подобная ситуация не устроила Роснедра, которые, вообще-то, как раз и занимаются выдачей лицензий. В Федеральном агентстве по недропользованию заявили, что выданная правительством лицензия фактически незаконна, так как месторождение не содержит распространенного сырья. Соответственно, и лицензию могут выдать только Роснедра.
«Оборонцемент» попытался добиться от агентства получение статуса первооткрывателя месторождения, который дает право на разработку без проведения обязательных в иных случаях торгов. Но Роснедра компании отказали.
Тогда «Оборонцемент» отправился в суд. Итогом разбирательств стал вердикт Московского арбитража, признавшего позицию Роснедр незаконной. Вот только «Оборонцемент» уже ликвидирован, и кому теперь принадлежит лицензия на добычу сырья, в департаменте по недропользованию по ЦФО ответить не смогли. Знакомые с ситуацией полагают, что иск структуры Чемезова-младшего могли выиграть не без помощи Чемезова-старшего. То есть, вполне возможно, что разрешение на разработку месторождения для сына «выбил» глава «Ростеха». Он же мог и посодействовать тому, чтобы компании отпрыска сохранили лицензию за собой.
А покупатель кто?
Ну, заводы-то Станислав Чемезов построить может. Сырье себе уже «выбил». Но вот с рынком сбыта у бизнесмена будут большие проблемы, считают аналитики рынка. Дело в том, что в Белгородской области уже сегодня производят столько цемента, сколько просят покупатели - действующие мощности полностью покрывают потребности региона. Кроме того, работают два мощных цементных завода - «Белгородский цемент» с 3,77 млн тонн в год и «Осколцемент» с годовой производительностью более 4 млн тонн цемента.
Более того, эксперты заверяют, что более невыгодного места для строительства цементного завода и придумать трудно. Например, топ-менеджер консалтинговой компании «СМПРО» Евгений Высоцкий заявил: «на земном шаре есть два неподходящих места для строительства цементного завода — Белгородская область и Антарктида». В соседних с Белгородской областях с цементом тоже все в порядке. Потребность в цементе есть только в Москве и Подмосковье. Но Станиславу Чемезову, во-первых, свой товар еще до подступов к столице довезти надо, а, во-вторых, по обочине его дороги встречаются другие цементные заводы. И как господин Чемезов будет конкурировать с ними?
Или бизнесмен вовсе не гонится за конкурентоспособностью, а делает ставку совсем на другое, вернее, на другого - на папу? Сергей Чемезов не только госкорпорацией «Ростех» руководит, структурам которой наверняка потребуется цементный товар - и именно с заводов «Интербизнесгрупп» - а еще и связи. Но ведь и папа может со своей должности «слететь» в один прекрасный момент…
«Таланты» Чемезова-младшего
Знакомые с особенностями предпринимательской карьеры Станислава Сергеевича Чемезова восторгов по поводу способностей сына главы «Ростеха» не высказывают. Пять лет назад «умер» проект под названием «Эврика». Задумка, естественно, принадлежала «Ростеху». В рамках этого проекта предполагалось протянуть волоконно-оптические сети от Финляндии до самого Казахстана с последующим «дотягиванием» до Китая. «Мост» длиной в 5 тысяч километров. «Эврика» оценивалась в 550 млн долларов.
Как оказалось, долями в предприятии, которое и должно было вместе с «Ростехом» реализовать проект, владели офшорные компании, аффилированные... со Станиславом Чемезовым. В «слитом» в прессу бизнес-плане проекта говорилось, что в качестве оператора должен был выступить «Связьдоринвест». Четверть этой компании принадлежала «Ростехнологиям». А вот остальные владельцы оставались на уровне слухов. Якобы еще 25% владел инвестфонд FGN Capital. Оставшуюся половину «Связьдоринвеста», если пропустить цепочку контор-посредников, контролировал зарегистрированный на Кипре офшор Xfors Ltd.
Но прошлогодняя «панамская» утечка информации об офшорах не последних в этом мире людей пролила свет на то, что должен был стать «бенефициаром» «Эврики». Девять лет назад на Британских Виргинских островах был зарегистрирован офшор Earliglow Ltd., совладельцами которой числились Станислав Чемезов и «тезка» дочери экс-замдиректора «Ростеха» Алексея Алешина - Ольги Алешиной. Эта офшорная компания через другую свою «соседку по прописке» - Bale Holdings - владела 50% кипрского офшора Paragoliz Overseas, который являлся акционером «Связьдоринвеста».
Но денег Чемезов-младший на всей схеме, похоже, «срубить» не успел.
К счастью, если с собственными предпринимательскими способностями туговато, можно «прислониться» к тем, у кого они есть. Например, к супруге нынешнего министра торговли и промышленности Дениса Мантурова - Наталье. Супруга главы Минпромторга РФ имеет обширный бизнес и считается «бизнес-монстром» на рынке пластической хирургии. Накануне стало известно, что Станислав Чемезов стал владельцем 50% компании «Финансовые системы», на балансе которой числится геленджикский пансионат «Приморье». Сам пансионат аффилирован с госпожой Мантуровой. Отпрыску главы «Ростеха» принадлежит компания «Финансовые инвестиции», которая в конце прошлого года и заполучила 50-процентный контроль над «Финансовыми системами».
По крайней мере, будучи партнером супруги министра, Чемезову не приходится опасаться, что в результате очередного бизнес-проекта он «останется на бобах». Для сведения, в декларации главы Минпромторга указано, что в 2015 году общий доход «министерской семьи» составил 150 млн рублей.
Угроза госбезопасности?
Итак, в то время, как папочка готовил для отпрыска «подработку» на проекте «Эврика», Станислав Чемезов владел заграничными, более того, офшорными компаниями. Офшоры, очевидно, для того и заводят, чтобы родным правоохранительным органам и борцам с коррупцией было труднее выяснять «пикантные подробности». Но дело в том, что Станислав Чемезов, да и другие представители этой славной семьи, по слухам, и сейчас аффилированно владеют офшорными компаниями. Но отличие Сергея Чемезова от прочих обладателей российского паспорта, владеющих офшорами в том, что его отец - руководитель громадной государственной корпорации, которая в прямом смысле отвечает за обороноспособность России!
Недальновидно надеяться, что иностранные разведчики менее прозорливые, чем российские. А тут такой подарок - бизнес сына руководителя «Ростеха». Вполне вероятно, что сегодня на власти государств, где зарегистрированы связанные с Чемезовым-младшим компании, знают о его бизнесе больше, чем российские правоохранители. А знание - сила. И инструмент, который можно очень эффективно использовать. Так почему бы не предложить Чемезову-младшему обмен - подробности его бизнеса не доходят до глаз и ушей в России, а взамен… сведения о чем-нибудь стратегическом и обороноспособном. Ну, о разработках структур «Ростеха», например.
Выходит, что речь уже не о бизнесе, построенном на связях и возможностях влиятельного папы. Речь о национальных интересах и угрозах России. Как вообще сыну топ-менеджера госкорпорации, имеющей для страны огромное значение, было позволено «заводить» офшоры?! Вот и выходит, что пока Чемезов-младший «копает» сырье для завода и прячет свой бизнес по офшорам, в российской «броне» зияет дыра. Возможно, бизнес сынка главы госкорпорации правоохранители предпочтут не трогать. Но предупреждение возможной «утечки» стратегической информации - совсем другой мотиватор. Так что к Станиславу Сергеевичу могут появиться вопросы. И не просто у правоохранителей - у спецслужб.