В Коми заочно приговорили к пожизненному заключению бизнесмена Фахрутдина Махмудова и его брата Асрета Махмудова, признав их виновными в организации поджога торгового центра «Пассаж» в Ухте летом 2005 года и гибели 25 человек. С этим преступлением следствие и суды разбирались без малого 20 лет, но выяснить, зачем одному из самых богатых и влиятельных людей в республике понадобилось заказывать, по сути, массовое убийство в ТЦ, им так и не удалось.
Как сообщили в прокуратуре Республики Коми, региональный Верховный суд поставил точку в громком уголовном деле о поджоге торгового центра «Пассаж» в Ухте. Заказчиками этого преступления были признаны местный бизнесмен Фахрутдин Махмудов, владевший в начале 2000-х годов двумя крупными заводами по производству изделий из железобетона, магазинами и ресторанами в Ухте, его брат Асрет Махмудов и приятель Валентин Гаджиев, занимавшие малозначительные должности в бизнес-империи Махмудова-старшего.
Суд счел их виновными в организации 25 совершенных общественно опасным способом убийств (ч. 2 ст. 105 УК РФ), причинении вреда здоровью разной степени тяжести еще 11 потерпевшим (ст. 111, 112 и 115 УК РФ) и уничтожении чужого имущества на сумму более 58 млн руб. (ст. 167 УК РФ).
За совершенные преступления братья Махмудовы были приговорены к пожизненному заключению, а Валентин Гаджиев — к 23 годам строгого режима. Стоит отметить, что все осужденные давно находятся в международном розыске, поэтому решение суда было вынесено заочно.
Двухэтажное здание «Пассажа» в Ухте загорелось днем 11 июля 2005 года. Источником пожара, как позже установило следствие, стали две пятилитровые канистры с бензином, заложенные под лестничным пролетом возле единственного входа в ТЦ, поэтому шансов на спасение у находившихся внутри людей было немного. Сыграли свою роль и металлические решетки, которыми были забраны все окна. В итоге 25 человек сгорели или задохнулись в дыму, а еще 11 — получили тяжелые травмы и ожоги. Почти все пострадавшие, как было установлено в дальнейшем, оказались женщинами-продавцами расположенных в ТЦ точек.
Версия о поджоге, таким образом, сразу стала доминирующей в расследовании, однако поймать исполнителей удалось лишь в сентябре того же года, да и то случайно. 21-летних в то время мелких уголовников Антона Коростелева и Алексея Пулялина взяли при попытке ограбления одного из салонов сотовой связи в Ухте, а уже после ареста они признались и в причастности к поджогу. По версии исполнителей, на преступление они пошли из страха перед авторитетным предпринимателем из Дагестана Фахрутдином Махмудовым, который выставил им счет в 500 тыс. руб. и пообещал убить в случае отказа оплатить его. Друзья и родственники бизнесмена якобы уже вывозили молодых уголовников в лес, где угрожали им пистолетами, а затем согласились простить «долг» в обмен на поджог «Пассажа». Именно братья Махмудовы вместе с их приятелем Гаджиевым, по словам поджигателей, передали им канистры с бензином и сумки с одеждой, в которую следовало переодеться после акции, подвезли исполнителей к ТЦ и наблюдали за их действиями до тех пор, пока за дверями центрального входа в здание не вспыхнул огонь. Последовавшие вскоре после пожара нападения на два салона сотовой связи, по данным уголовников, тоже были не ограблениями, а акциями устрашения коммерсантов, с которыми конфликтовал Фахрутдин Махмудов.
Бизнесмена и его помощников задержали, однако добиться их осуждения следствию и прокуратуре не удалось.
Разбирательство с вероятными заказчиками поджога шло несколько лет, но, по сути, буксовало из-за того, что осужденные на пожизненные сроки Коростелев и Пулялин, ставшие свидетелями обвинения по делу заказчиков, постоянно меняли свои показания.
На них, как было установлено в Верховном суде Коми, оказывалось давление со стороны бывших и действующих правоохранителей республики и даже адвокатов, привлеченных для защиты поджигателей.
Сыграла свою роль и позиция самих подсудимых. Они не признавали вину, поясняя при этом суду, что стали жертвой оговора со стороны поджигателей. Фахрутдин Махмудов утверждал, что никаких конфликтов с владельцами «Пассажа» у него не было, а следовательно, и мотив для поджога отсутствовал. В октябре 2013 года присяжные оправдали фигурантов.
Восемью месяцами позже Верховный суд РФ, согласившись с аргументами апелляционного представления прокурора Коми, отменил вынесенный организаторам преступления оправдательный приговор и направил дело на новое рассмотрение, однако к этому времени бывшие подсудимые ударились в бега.