Она проводилась по требованию Генпрокуратуры, заподозрившей, что Никандров оказывал давление на фигурантов громких дел и их родственников с целью получить нужные показания. В СК РФ сочли, что работник этого ведомства просто объяснял обвиняемым и их родственникам "процессуальный статус".
Генпрокуратура направила в СК РФ материалы с требованиями провести проверку в отношении Никандрова после обращения в надзорное ведомство бизнесмена Александра Милушкина и матери бывшего полицейского Дмитрия Христофорова. Оба они являются обвиняемым по делам о хищениях миллиардов рублей под видом возмещения НДС. Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, ГП РФ настаивала на доследственной проверке в рамках статей 144 и 145 УПК РФ, так как заявители просили возбудить на Никандрова уголовное дело. Однако в СК РФ оформили все как проверку жалоб на якобы незаконные действия следователя. В ответах Следственного комитета РФ сказано, что жалобы внимательно рассмотрены и удовлетворению не подлежат. В частности: Никандров на законных основаниях "осуществил прием" матери экс-полицейского и ее адвоката, во время которого не оказывал давление на женщину с целью убедить сына дать нужные показания, а разъяснил ей "процессуальное положение Дмитрия Христофорова". Не выявил СК РФ никаких нарушений и в поведении следователя с Александром Милушкиным. Более того, в СК РФ связали появление данных жалоб с успешной работой Никандрова по делам о хищениях НДС.
Мама Дмитрия обратилась в ГП РФ, это ведомство отправило материалы в СК РФ для организации доследственной проверки. Это было необходимо, так как в заявлении речь шла о совершении преступления. Однако СК РФ отнесся к поступившим материалам как к обычной жалобе, что является нарушением законодательства. Защита считает такой подход Следственного комитета не обоснованным, мы будем обжаловать данные решения в Генпрокуратуре", — заявил "Росбалту" адвокат Дмитрия Христофорова Алексей Касаткин.
Источник в ГП РФ сообщил "Росбалту", что в этом ведомстве также не удовлетворены позицией СК РФ по данным вопросам.
Напомним, заявление на имя генерального прокурора Юрия Чайки Галина Христофорова подала в ноябре 2013 года. В нем она рассказывает, что 19 февраля 2013 года ее сын Дмитрий Христофоров был задержан в рамках уголовного дела, которое находится в производстве Дениса Никандрова. Спустя некоторое время женщину попросили прибыть в здание Следственного комитета РФ. Там ей оформили пропуск и провели в кабинет, где находился Никандров. "Он стал оказывать на меня давление, говорил, что я должна повлиять на моего сына, чтобы тот признал свою вину. При этом Никандров Д.В. говорил, что, если я соглашусь, то меня тут же проведут к сыну для беседы, и я должна буду уговорить его (Христофорова Д.В.) признаться", — указано в заявлении Галины Христофоровой. Она пояснила, что Никандров пугал ее тем, что отказ от данных требований "будет иметь крайне неблагоприятные последствия для Христофорова Д.В.: на него "повесят" весь незаконно возмещенный НДС, обвинят в мошенничестве, участии в преступном сообществе, я его не увижу много лет, никакие свидания мне не будут выдавать".
Галина Христофорова указывает, что она считает сына невиновным, поэтому отказалась от предложения следователя. По ее словам, беседу с ней Никандров никак официально не оформлял, протокол допроса не составлялся. С тех пор на все запросы Христофоровой на свидание с сыном, ей в СК РФ отвечали отказом.
"Я убедительно прошу Вас проверить в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ действия следователя Никандрова Д.В. и привлечь последнего к уголовной ответственности в связи с совершением преступлений, предусмотренных ст.ст. 286, 302 УК РФ, связанных с принуждением моего сына как лично, так и через меня к даче ложных показаний и самооговору", — указывала Христофорова в заявление на имя Юрия Чайки.
К этому времени в СК РФ уже находилось требование ГП РФ о проведении доследственной проверки в отношении Никандрова по заявлению бывшего зампредседателя банка "Пушкино", замдиректора ОАО "Искож" Александра Милушкина — другого фигуранта расследования об аферах с НДС. Как уже сообщал "Росбалт", на слушаниях в Басманном суде, Милушкин рассказал, что по просьбе представителей следствия 3 июня 2013 года он явился в СК РФ. Там с ним беседовали следователь Денис Никандров, а также находившийся в кабинете бывший совладелец Кредитимпэксбанка Алексей Куликов. (Через этот банк прошла часть похищенных средств). По словам замдиректора ОАО "Искож", Куликов убеждал его признаться в том, что он участвовал в транзите за границу денег, похищенных из бюджета. Однако Милушкин отказался это делать. Беседа велась без составления протокола. На следующий день бизнесмен снова добровольно пришел в СК РФ, где его допросил Никандров в присутствии того же Куликова. После этого замдиректора ОАО "Искож" задержали, а спустя двое суток он был арестован по решению Басманного суда.
Когда вокруг этой истории разразился скандал, СК РФ изменил Милушкину меру пресечения с ареста на подписку о невыезде. Бизнесмен написал заявление в Генпрокуратуру. В надзорном ведомстве изучили эту информацию и посчитали, что в действиях сотрудников СК РФ могут содержаться признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ч.1 ст.302 УК (превышение должностных полномочий и принуждение к даче показаний).
Материалы были переданы из ГП РФ в СК РФ.
Сейчас в производстве Следственного комитета РФ находятся два уголовных дела, связанные с аферами с НДС на миллиарды рублей. Первое посвящено собственно хищениям из бюджета, в рамках него и был арестован Милушкин. По версии следствия, он занимался переводом за границу части украденных средств. Сам бизнесмен свою вину отрицает.
Второе уголовное дело касается бывших милиционеров и сотрудников различных ИФНС. По версии следствия, они подделывали результаты камеральных проверок, необходимые для выплаты НДС. Все фигуранты расследования обвиняются по статье 286 УК РФ (превышение полномочий). В рамках этого дела и был арестован Христофоров. Он не исключает, что мог допустить халатность при оформлении документов, но причастность к хищениям из бюджета отрицает.
Генерал Денис Никандров ведет целую серию расследований, которые вызвали большой резонанс в обществе (так, в его производстве находится дело о "крышевании" подпольных казино руководящими сотрудниками Мособлпрокуратуры).