Вчера Генпрокуратура РФ начала проверку по заявлению следователя следственного комитета при МВД РФ Павла Карпова, который обвинил глав инвестиционного фонда Hermitage Уильяма Браудера и аудиторской компании Firestone Duncan Джемисона Файерстоуна в клевете и заведомо ложном доносе. Ранее господа Браудер и Файерстоун неоднократно заявляли о причастности этого следователя и других сотрудников МВД РФ к хищению из бюджета России $230 млн, а также возлагали на них ответственность за смерть в ноябре 2009 года в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского.
В своем заявлении, поданном на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки, следователь Павел Карпов попросил возбудить в отношении "группы беглых обвиняемых" — Уильяма Браудера и Джемисона Файерстоуна — уголовное дело по ч. 3 ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос с искусственным созданием доказательств обвинения) и ч. 3 ст. 298 УК РФ (клевета в отношении следователя, в связи с производством им предварительного расследования, соединенная с ложным обвинением следователя в совершении особо тяжкого преступления).
В своем заявлении следователь Павел Карпов утверждает, что господа Браудер и Файерстоун, "используя свои финансовые возможности", развернули в отношении него и других сотрудников милиции в российских и зарубежных СМИ клеветническую кампанию. По мнению господина Карпова, единственная цель этой кампании — "попытка избежать уголовной ответственности за совершенные ранее налоговые преступления", уголовное дело по которым находилось в производстве у следователя, а также месть сотрудникам милиции за то, что они изобличили господина Браудера и его сообщников в совершенных ими преступлениях. Как считает следователь, ему и другим участникам расследования удалось доказать личную причастность Уильяма Браудера к созданию преступной схемы уклонения от уплаты налогов, с помощью которой фонд Hermitage недоплатил в российский бюджет более 2 млрд руб. Напомним, господину Браудеру в рамках дела заочно было предъявлено обвинение, а сам он объявлен в розыск. По версии следствия, непосредственным автором этой преступной схемы являлся юрист аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский, который действовал по указанию господина Браудера. Как известно, господин Магнитский был арестован и скончался в ноябре 2009 года от острой сердечной недостаточности в следственном изоляторе. Эта смерть, вызвавшая большой общественный резонанс, по мнению следователя Карпова, была использована господами Браудером и Файерстоуном для его дискредитации, а также дискредитации всей правоохранительной системы РФ.
Как следует из заявления следователя, распространяемые Уильямом Браудером и Джемисоном Файерстоуном сведения о его причастности к смерти господина Магнитского не соответствуют действительности. "Уголовное дело в отношении Сергея Магнитского в моем производстве никогда не находилось",— утверждает в заявлении господин Карпов. Кроме того, Павел Карпов считает, что "единственным заинтересованным лицом в смерти Сергея Магнитского является сам Уильям Браудер", который, как считает заявитель, использовал эту смерть с целью создания общественного мнения о преследовании правоохранительными органами якобы невиновных.
Не исключил господин Карпов в своем заявлении и причастности господина Браудера к хищению из бюджета РФ $230 млн. Отметим, что господин Браудер обвинял в этом преступлении самого следователя Карпова и других участников расследования дела о налоговых преступлениях. Глава фонда Hermitage утверждал, что при помощи изъятых следствием во время обыска в аудиторской компании Firestone Duncan печатей и уставных документов неизвестными лицами были похищены несколько подконтрольных фонду компаний. Затем через эти фирмы неизвестные мошенники получили из бюджета незаконное возмещение налога на прибыль на общую сумму $230 млн. Деньги были обналичены и похищены. Однако, утверждает следователь Карпов, выяснилось, что "оттиски печатей, использованные для изготовления документов в целях возмещения налогов из бюджета, не соответствуют изъятым следствием". В то же время в материалах уголовного дела, отметил господин Карпов, есть показания Сергея Магнитского, в которых тот признается, что по его указанию ранее были изготовлены дубликаты печатей фирм, через которые был незаконно возмещен налог на прибыль. Эти печати так и не были найдены. По мнению следователя, это может означать, что Уильям Браудер мог похитить компании сам у себя.
В свою очередь, Джемисон Файерстоун заявил вчера "Ъ", что обращение Павла Карпова в Генпрокуратуру с требованием возбудить в отношении него и господина Браудера уголовное дело "является отчаянной попыткой предотвратить неотвратимое возмездие за совершенные им преступления". "Майор Павел Карпов и его сообщники являются членами банды, воровавшей деньги из бюджета и организовавшей незаконный арест, приведший к гибели Сергея Магнитского",— уверяет господин Джемисон. Он пообещал "Ъ" уже в ближайшее время предоставить "новые неопровержимые доказательства причастности Павла Карпова к этим преступлениям".
Получить комментарий от Уильяма Браудера "Ъ" вчера не удалось. Помощник господина Браудера, узнав о сути претензий к нему следователя Карпова, пообещал, что "комментарий будет, но позднее".