Росимущество выставило на торги 99% в уставном капитале ООО «Био технологии», которое находится в состоянии банкротства. Ранее эта компания реализовывала проект по производству белкового концентрата в Республике Алтай. Цена лота – 685 млн рублей.
Доля находится в залоге у крупнейшего переработчика подсолнечника в России, агрохолдинга «Юг Руси», которое связывают с бизнесменом Сергеем Кисловым. В 2017 году он вышел из капитала головной компании АО «Юг Руси». Тогда ФАС дало разрешение офшорным компаниям Investments Ltd и Indicativo Capital Ltd на приобретение YR Investments Group Ltd, которая с июня 2017 года контролировала головную компанию. Тогда этот маневр многие расценили, как попытку глубже «зарыть» финансы компании в офшорную юрисдикцию.
Однако, Кислов официально остался совладельцем ООО «Юг Руси». Сейчас его доля находится в доверительном управлении, но мало кто сомневается, что мог сохранить влияние над всем агрохолдингом. Ему же принадлежит множество других компаний, связанных с этой структурой – он все также остается президентом группы.
ООО «Био технологии» было признано банкротом в декабре 2019 года по иску Россельхозбанка (РСХБ). Недоброжелатели распространяют слухи, будто к банкротству компанию могли подтолкнуть в интересах ее конкурентов, которым мог бы считаться агрохолдинг «Юг Руси». Именно последний называют самым вероятным покупателем актива, как держателя долговых прав.
Свою подсолнечную империю Сергей Кислов собирал долгое время с момента основания компании в 2004 году. Как утверждали злые языки, якобы методы мог использовать не самые благопристойные, вроде недружественных поглощений компаний-конкурентов. Впрочем, это не доказано, как и то, что Кислову и его бизнесу в нулевые годы мог оказывать поддержку тогдашний губернатор Ростовской области Владимир Чуб.
Ранее Кислова называли приближенным к Чубу бизнесменом. Позже значительную долю капитала Кислова стал составлять не только подсолнечный, но и нефтяной бизнес. Ранее Кислов был собственником Новошахтинского нефтезавода в Ростовской области, открытие и работу которого очень пестовали региональные власти. Именно Чуб был одним из главных лоббистов проекта, контроль над которым в итоге достался структурам Кислова.
Правда, не все шло гладко. В 2015 году произошел скандал с конкурсом Минприроды по Гавриковскому нефтяному месторождению в том же регионе. Одним из условий конкурса было наличие перерабатывающих мощностей на территории региона.
Это не понравилось «Роснефти» под руководством Игоря Сечина, которая, как и дочерняя структура Новошахтинского завода нефтепродуктов, подала заявку на участие. Дело в том, что у «Роснефти» было 9 нефтеперерабатывающих заводов, но ни одного на территории Ростовской области, как у Кислова. Конкурс был приостановлен ФАС, а самому Кислову недоброжелатели поспешили приписать лоббирование своих интересов в Минприроды, которым тогда руководил Дмитрий Кобылкин.
В 2019 году губернатор Ростовской области Василий Голубев и представитель Новошахтинского завода нефтепродуктов заключили крупнейший в истории региона контракт на 177 млрд рублей. Однако, как пишет «Блокнот Ростов», позже выяснилось, что структуры Кислова уже не являются основными владельцами нефтезавода.
Выяснилось, что новым инвестором завода стали структуры, связанные с украинским политиком Виктором Медведчуком. Речь идет об офшоре «Вентолор Холдинг Лимитед» (Кипр), который связывают с супругой Медведчука. Видимо, туда же теперь уходит основная масса налоговых отчислений.
Сегодня Сергей Кислов продолжает активную бизнес-экспансию. Его интересы давно вышли далеко за пределы Ростовской области, и ситуация с торгами ООО «Био технологии» тому свидетельство. Параллельно Кислов продолжает ссориться и судиться с конкурентами и контрагентами. Например, в конце 2020 года стало известно об иске ООО «Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» (входит в состав агрохолдинга «Юг Руси») к саратовского ООО «Авангард-Агро» 50,6 млн рублей.
Нахрапистость Кислова дает свои плоды – его компания уже является самой крупной в России в этом сегменте рынка. Только вот такое укрупнение явно не способствует развитию этого самого рынка – цены на подсолнечное масло продолжают расти. Кислов, наверняка, этому только рад.