Сбербанк инициировал веерное банкротство ряда компаний в Курганской области, связанных с УК «Уралнефтью» и бизнесменом Сергеем Пузановым. Организации задолжали кредитному учреждению более 900 миллионов рублей. После введения судами в ряде структур первых процедур банкротства вскрылось, что юридические лица являются «пустышками», реальную деятельность не ведут, а бенефициары и руководство сбежали в Москву. Пока банк анализирует деятельность владельцев бизнеса, арбитражные управляющие уже говорят о вероятных финансовых нарушениях и попытках затянуть судебные разбирательства, «результат которых понятен уже сейчас». Тем временем активы вслед за своими владельцами «съезжают» из Курганской области, а муниципальные власти боятся потери налоговых поступлений в и без того «скудные бюджеты».
В Арбитражном суде Курганской области рассматривается целый ряд дел о банкротстве, связанных с заимствованиями ООО «УК «Уралнефть» (согласно данным системы «Контур.Фокус», 55% принадлежит Сергею Пузанову, 45% – Роману Елину). В общей сложности предприятие задолжало только ПАО «Сбербанк» порядка 922 млн рублей, из которых 828 млн рублей – ссудная задолженность, 87 млн – проценты, оставшаяся сумма приходится на неустойку.
Исходя из документов арбитража, поручителями по займам выступал широкий круг юридических и физлиц: ООО «Каргапольский завод нефрасов», ООО «Кособродская нефтебаза», ООО «Сфера», ООО «Строительное монтажное управление», ООО «Стройиндустрия-ГСМ», ООО «УК «Вагайнефть», ООО «ЧОО «Редут», ООО «Кособродский спортивно-оздоровительный профилакторий», ООО «ФГ «Капитал», ООО «Курганский завод котельных топлив», Сергей и Ирина Пузановы, Роман и Ольга Елины. Часть из вышеперечисленных активов уже ликвидирована, Роман Елин признан банкротом, но пытается обжаловать решение в кассационной инстанции, еще ряд структур, судя по всему, будут признаны несостоятельными уже в ближайшем будущем.
Как рассказали «Правде УрФО» в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России, изначально кредиты выдавались на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. В настоящее время в отношении заемщика и всех поручителей поданы иски о банкротстве.
Так, ЧОО «Редут» уже признано несостоятельным. В ООО «Строительное монтажное управление» введено наблюдение. По словам конкурсного и арбитражного управляющих, обе фирмы, по сути, «являются пустышками» – фактической деятельности не ведут, а встретиться с их руководителями или конечными бенефициарами не представляется возможным.
«По телефонам СМУ, указанным при регистрации в Кетово, предприятия нет. Мне удалось узнать номер его представителей в Кургане. В ходе первого звонка они сообщили, что руководства на месте нет, и попросили оставить координаты. Через некоторое время по тому же номеру заявили, что самого СМУ по этим контактам нет, и якобы оно раньше только снимало в этом помещении площади. Мне также удалось узнать, что руководство находится в Москве. Я отправил туда запросы на получение информации о компании», – рассказал «Правде УрФО» арбитражный управляющий СМУ Александр Осинский.
Вслед за руководством активов меняют прописку и сами компании. Так, ООО «УК «Уралнефть», по данным «Контур.Фокус», пару месяцев назад сменило свое местонахождения с рабочего поселка Красный Октябрь в Курганской области на Москву.
Параллельно с переездом бизнеса должники, как полагают знакомые с разбирательствами источники издания, пытаются максимально затянуть суды. В первой половине года банкротства УК «Уралнефть» уже пыталось добиться УФНС по Курганской области, заявившее о долге свыше 20 млн рублей. Впрочем, производство по заявлению фискального органа было прекращено, но в дело успели также заявиться Сбербанк и «Томская топливная компания». В частности, как указывают источники, ответчик, вероятно, затягивал процесс в апелляционной инстанции, где разбирался вопрос объема задолженности перед ФНС и возможности отложить заседание. Отметим, что за пару месяцев до этого Сбербанк подал иск о снятии ареста с имущества «Уралнефти».
Затягивается рассмотрение банкротных дел и в отношении «Каргапольского завода нефрасов» и «Кособродской нефтебазы» – основных активах Пузанова и Елина, ради развития которых брались кредиты. Так, более полугода откладывается рассмотрение вопроса о введении наблюдения на нефтебазе из-за гашения предприятием мелкими долями задолженности перед ФНС, которая вынуждена каждый раз корректировать сумму требований.
Знакомый с делами о банкротстве активов Пузанова и Елина конкурсный управляющий ЧОО «Редут» Эдуард Чу полагает, что затягивание сроков рассмотрения выгодно бенефициарам, поскольку продляет возможности использования кредитных средств. «У Пузанова сохраняется интерес к Каргапольскому заводу. Остальные активы его не интересуют. Он не последний человек в Кургане и наверняка имеет связи. Не исключаю, что при проверке документации завода будут найдены финансовые нарушения», – считает Эдуард Чу.
При этом власти Каргапольского района, на территории которого расположены завод и нефтебаза, высказывают надежды, что судебные разбирательства не приведут к остановке предприятий. «Предприятия расположены в поселке Красный Октябрь, где живет около 4 тысяч человек. На них более 100 сотрудников. Это социально-значимые для территории компании. Нам очень важно поступление от них НДФЛ», – подчеркнули в администрации района.
Отметим, что предприниматель Сергей Пузанов хорошо известен в Курганской области. Так, до 2013 года вместе с партнерами Алексеем Тимановым и Сергеем Муратовым, которому прочили в тот период пост заместителя губернатора региона, он контролировал ООО «Кузбассуглеснаб». Впоследствии предприятие было ликвидировано. Сейчас фамилия бизнесмена фигурирует в документах 10 действующих юрлиц, наиболее крупным из которых является «Каргапольский завод нефрасов».