Владислав Баумгертнер назначен гендиректором швейцарской Alevo, занимающейся разработкой технологий хранения электроэнергии, сообщила компания. Баумгертнер – один из самых выдающихся и уважаемых топ-менеджеров, который успешно руководил всемирно известными компаниями, приводятся в сообщении слова председателя совета директоров компании Йостейна Эйкланда. Баумгертнер стал известен в качестве гендиректора «Уралкалия». Он возглавил компанию при Дмитрии Рыболовлеве в 2005 г. и руководил ею до 2010 г. Баумгертнер вернулся в «Уралкалий» в 2011 г., спустя год после того, как Рыболовлев продал компанию Сулейману Керимову, Александру Несису и Зелимхану Муцоеву, и руководил им до 2013 г.
Без участия Рыболовлева не обошлось и на сей раз. Швейцарская L’Hebdo пишет, что бизнесмен инвестировал в Alevo 35 млн швейцарских франков и стал вторым по величине акционером компании. Как пишет издание, деньги инвесторов привлекались по цене 120 франков за акцию, но Рыболовлеву по «дружескому соглашению» они достались за 112 франков за бумагу. Также в Alevo приглашен бывший финдиректор «Уралкалия» Кузьма Марчук. Размер пакета Рыболовлева издание не называет. Связаться с представителем бизнесмена вчера не удалось.
Alevo занимается разработкой, производством и поставкой решений для хранения энергии, говорится на ее сайте. Сейчас компания находится в стадии запуска промышленного производства, которое будет располагаться в Швейцарии, а основной рынок придется на США. Ее основным продуктом станут мощные аккумуляторные батареи для энергосистем и промышленных потребителей. Компания готова стать лидером отрасли со своей технологией GridBank, приводятся в сообщении слова Баумгертнера.
Alevo была основана в 2009 г. норвежским бизнесменом Йостейном Эйкландом, ее штаб-квартира расположена в Швейцарии. Как писала L’Hebdo, Эйкланд уже вложил в компанию около 400–500 млн швейцарских франков. Издание называет Alevo «швейцарской Tesla» и отмечает, что компания может произвести революцию в отрасли. Швейцарские журналисты приводят оценку всей компании в 1,4 млрд швейцарских франков.
Совместное появление Рыболовлева и Баумгертнера в новом проекте неслучайно. В интервью «Ведомостям» в 2011 г. топ-менеджер рассказывал, что за годы совместной работы у него с Рыболовлевым сложились хорошие отношения: «Наверное, это и неправильно, когда акционер и наемный менеджер становятся друзьями. У нас хорошие отношения».
Сотрудничество с Керимовым и его партнерами вышло боком для Баумгертнера. Летом 2013 г. «Уралкалий» вышел из торгового соглашения с «Беларуськалием» – с 2005 г. калий они продавали через паритетное СП «Белорусская калийная компания». Это взбесило президента Белоруссии Александра Лукашенко. В августе топ-менеджер был арестован в аэропорту Минска, когда прибыл на встречу c премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Несколько месяцев он провел в сизо в Минске и год в России под домашним арестом. В итоге все обвинения с него были сняты. В августе 2015 г. Баумгертнер возглавил Global Ports, а на прошлой неделе ушел в отставку ради предложения из отрасли, не связанной с портовым бизнесом.
Технологии, над которыми трудится Alevo, уже даже не будущее, а в некоторых странах – часть настоящего, многие компании уже занимаются производством таких батарей, говорит предправления Сообщества потребителей энергии Александр Старченко. Чуть меньше предложений в промышленном сегменте. Смысл таких технологий в том, что предприятие может использовать собственную генерацию, накопители энергии, а из централизованной сети питаться лишь в периоды пиковых нагрузок, объясняет он. Это позволяет снизить не только нагрузку на энергосистему, но и расходы на энергию, отмечает Старченко.
Единственный способ хранения электроэнергии в промышленных масштабах – это гидроаккумулирующие электростанции, возражает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Однако их установленная мощность – менее 2% от общей в мире, это несравнимо мало с изменением нагрузки в течение дня (в среднем на 30%), отмечает она. Но технологии хранения электроэнергии, а вернее, их удешевление – одно из ключевых направлений развития в энергетике, говорит Порохова. Если процесс удешевления будет идти и дальше, то он окажет сильное влияние на развитие отрасли – уменьшится потребность в новых мощностях, появится больше возможностей для развития возобновляемых источников энергии, описывает Порохова.