Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), совершенного в ходе выполнения опытно-конструкторской работы «Космическая платформа «Карат-200» (ОКР «Карат-200»).
Как рассказал «Известиям» собеседник в прокуратуре Московской области, в центре уголовного дела — контракт между ФГУП «НПО имени Лавочкина» и ООО «Научно-производственное предприятие «Даурия» (НПП «Даурия»). Группа «Даурия Аэроспейс» считается наиболее успешным частным российским предприятием космической отрасли. Бенефициаром группы российских компаний «Даурия Аэроспейс» является кипрский офшор, структура собственности которого не раскрывается. Известно, что среди совладельцев-основателей компании — бывший совладелец «Техносилы» Михаил Кокорич и топ-менеджеры «Даурия» Сергей Иванов и Дмитрий Хан, а также венчурный фонд I2BF Global Ventures.
В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что 24 апреля 2013 года НПП «Даурия» и НПО имени Лавочкина заключили контракт на 1,016 млрд рублей, предусматривающий выполнение части ОКР «Карат-200». Сначала НПП «Даурия» обязалось выполнить эскизный проект на космическую платформу аппарата ПН4 «Странник» и эскизный проект спутника ПН5 «Арка». Эти работы вскоре попали в поле зрения ФСБ, так как, по их данным, они уже проводились в самом НПО имени Лавочкина и, соответственно, были оплачены из средств Федеральной космической программы. Следователи выяснили, что после того, как НПО имени Лавочкина выдало НПП «Даурия» техническое задание на часть ОКР «Карат-200», заинтересованные лица передали НПП «Даурия» и результаты ОКР «Карат-200». Стоит сказать, что многие сотрудники «Даурия» имеют опыт работы в НПО имени Лавочкина. В частности, после провала миссии межпланетной станции «Фобос-Грунт», которую делали в НПО имени Лавочкина, команда специалистов, занимавшихся этим проектом, практически в полном составе перешла в «Даурия».
В июле 2014 года НПП «Даурия» представило в НПО имени Лавочкина акты о проведении работ, которые, по мнению следствия, содержали ложные сведения.
— Привлеченная для оценки проведенной работы группа экспертов из предприятий и научных организаций Роскосмоса написала заключение, где говорится, что к моменту привлечения НПП «Даурия» разработка унифицированной космической платформы «Карат-200» была практически завершена, — говорит собеседник «Известий» в прокуратуре. — Эксперты указали на ряд признаков фиктивности представленной НПП «Даурия» документации по договору с НПО имени Лавочкина. В частности, технические характеристики приборов в разных частях одного и того же документа различны и существенно отличаются, взаимозависимые характеристики противоречат друг другу. В заключении экспертной группы указано, что материалы были скопированы из различных источников, при этом часть текста скопирована без редактирования. Имело место чисто формальное формирование текста с незначительным редактированием, а не проектирование.
На этом сотрудничество НПО имени Лавочкина и НПП «Даурия» по разработке унифицированной космической платформы завершилось — за разработку эскизных проектов «Даурия» успела получить 10 млн рублей, что, впрочем, уже является особо крупным размером в масштабах Уголовного кодекса.
В тексте постановления о возбуждении уголовного дела упомянуты только две фамилии — гендиректора НПО имени Лавочкина Виктора Хартова и гендиректора НПП «Даурия» Сергея Иванова. Сам Хартов на звонки не отвечал, в Роскосмосе дело комментировать отказались.
Сергей Иванов заявил «Известиям», что ему пока неизвестно о возбуждении уголовного дела.
— Да, мы участвуем в НИРах и ОКРах по заказу третьих сторон, ведем собственные разработки, — говорит Иванов. — Могу заверить, что работаем строго в рамках закона.
Отметим, что похожие истории случались в НПО имени Лавочкина и прежде: весной прошлого года следственный отдел управления МВД РФ «Власиха» возбудил уголовное дело по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, предъявив обвинения двум заместителям гендиректора предприятия и ряду сотрудников. Суть того дела примерно такая же: в 2012–2014 годах руководители НПО имени Лавочкина заказывали и оплачивали в ООО «НИИЦ «МАИ-ЛАСТАР» десятки исследований, проводимых якобы в интересах ФГУПа. Затем проверка на предприятии показала, что исследования были фиктивными, с их помощью мошенники присвоили 180 млн рублей бюджетных денег.