Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) сообщила национальным патентным ведомствам стран СНГ, Грузии и Монголии, что заключенные ранее сделки по передаче прав на линейку товарных знаков пивоваренной компании «Балтика» на территории этих государств трем иностранным юрлицам были оформлены ненадлежащим образом. Об этом говорится в письме Роспатента в Министерство финансов, Минэкономразвития и МИД России от 15 декабря 2023 г. С копией документа ознакомились «Ведомости». Два чиновника, знакомых с этим письмом, подтвердили его подлинность, а также актуальность информации, указанной в документе, на сегодняшний день.
19 июля 2023 г. некое «лицо со стороны компании «Балтика» передало права на линейку товарных знаков «Балтика» аффилированным с датским холдингом Сarlsberg компаниям: ООО «Виста БиУай Ко» (Белоруссия), ООО «Карлсберг Азербайджан», а также ТОО «Карлсберг Казахстан» (работает в Казахстане, Узбекистане, на Украине, Таджикистане, Монголии, Туркменистане и Киргизии). Подписание соглашений прошло без участия президента «Балтики» Таймураза Боллоева, который был назначен на эту должность 17 июля 2023 г., утверждает представитель «Балтики». Роспатент просит патентные ведомства «учесть представленную информацию» в случае поступления обращений о регистрации договоров.
Кыргызпатент в результате приостановил действия по регистрации лицензионного договора компании Karlsberg Kazakhstan, говорится в письме Роспатента. Национальный патентно-информационный центр Таджикистана «не располагает информацией о заключении лицензионных договоров в отношении линейки товарных знаков «Балтика», но вместе с тем «заверил в готовности взаимодействовать по данному вопросу». Так же ответили в ведомстве по интеллектуальной собственности Монголии. В Национальном центре интеллектуальной собственности Белоруссии (НЦИС) сообщили, что регистрация лицензионного договора уже состоялась, но сделку можно оспорить в Верховном суде.
Официальных ответов других сторон Роспатент пока не получал, указано в письме. В Национальном патентно-информационном центре Таджикистана и Казпатенте на запросы «Ведомостей» не ответили. Связаться с представителями НЦИС и ведомств по интеллектуальной собственности Монголии и Белоруссии не удалось. Один из чиновников сообщил «Ведомостям», что новых официальных ответов по обозначенному вопросу не поступало.
«Приостановление регистрации» лицензионного договора в Киргизии означает, что «Балтика» на неопределенное время сохраняет за собой право на товарные знаки в этой стране, уточняет юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. Вероятно, власти Киргизии ждут рассмотрения судебного дела в нашей стране, поясняет Волкова.
22 декабря 2023 г. иск «Балтики» о признании недействительной сделки с белорусской «Виста БиУай Ко» был удовлетворен Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 29 января 2024 г. «Виста БиУай Ко» подала апелляционную жалобу. 22 января «Балтика» выиграла аналогичный иск в отношении сделки с Karlsberg Kazakhstan. Решение вступает в законную силу через месяц после его публикации – Karlsberg Kazakhstan тоже может подать апелляцию, уточняет Волкова.
Иск «Балтики» к «Карлсберг Азербайджан» был принят к производству Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области 18 января 2024 г.
Как писали «Ведомости», с просьбой дать поручение Роспатенту донести позицию компании по спору за товарные знаки до патентных ведомств государств СНГ, Грузии, Туркменистана и Монголии в конце прошлого года первый вице-президент «Балтики» Александр Дедегкаев обратился к руководителю администрации президента Антону Вайно. Когда государство вступается за компанию на международном уровне, это указывает, что она значима для страны, комментирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. На это же указывает Волкова: на отечественном пивном рынке «Балтика» занимает не менее 27% в денежном значении.
ООО «Пивоваренная компания «Балтика» принадлежит датскому холдингу Carlsberg. В июле 2023 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче «Балтики» во временное управление государства. После ухода с российского рынка датский холдинг потерял 41,5 млрд датских крон (624 млрд руб. по текущему курсу ЦБ), говорится в его отчетности за 2023 г.