Основатель Geopromining Симан Поваренкин продает свою долю бизнесмену Роману Троценко, который вошел в капитал компании в прошлом году. В результате господин Троценко может консолидировать 98,5% компании, заплатив около $176 млн. Аналитики считают инвестицию перспективной с учетом наличия у Geopromining технологий по переработке упорных руд, которые распространены в России.
Роман Троценко наращивает свое присутствие в горно-металлургических активах. Как выяснил “Ъ”, господин Троценко может увеличить свою долю в Geopromining до 98,51%, выкупив пакет нынешнего контролирующего акционера Симана Поваренкина. По данным ФАС, ходатайство на приобретение пакета в 50,32% подала кипрская Nakilep Overseas Limited, подконтрольная господину Троценко. Роман Троценко и Geopromining не ответили на запрос “Ъ”, связаться с Симаном Поваренкиным не удалось.
Geopromining была основана в 2001 году господином Поваренкиным, бывшим партнером Сергея Генералова по группе «Промышленные инвесторы». Компания имеет активы в России, где добывает золото и сурьму, и в Армении, где добывает золото, серебро, медь и молибден. В меморандуме к выпуску евробондов говорилось, что по итогам первого квартала 2019 года Geopromining произвела около 46,7 тыс. унций золота, 1933 тонны меди, 103 тонны молибдена и 1932 тонны сурьмы. В пересчете на золотой эквивалент производство выросло на 23,2%, до 69,2 тыс. унций, в сравнении с первым кварталом 2018 года. Консолидированная выручка в январе—марте выросла на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $83,7 млн. Ориентир по EBITDA также на уровне 2018 года — $120 млн. Общий долг компании на конец 2018 года — $250 млн.
Geopromining — это один из первых горно-металлургических активов, которые были приобретены Романом Троценко. В марте 2019 года он купил пакет в 48,19% у «Сбербанк
Капитала» и Bellmarsh Solutions. Стоимость доли не раскрывалась. Остальные 1,5% контролирует гендиректор Geopromining Роман Худолий. «Мы вошли акционерами в Geopromining, цель была иметь участие в одной из самых технологически совершенных компаний по обогащению сложных сульфидных руд. По этой технологии Geopromining является лучшей в России и на территории СНГ, одной из лучших в мире»,— говорил в июне «Интерфаксу» Роман Троценко. По его словам, в России все крупные золотосодержащие месторождения относятся к сложнообогатимым, поэтому опыт компании будет востребован. Тогда же он говорил, что долю в компании увеличивать не планируется.
По словам Максима Худалова из АКРА, Geopromining имеет достаточно интересные активы со средним содержанием золота на уровне двух грамм на тонну. Этих запасов достаточно на ближайшие 18 лет. «Кроме того, компания использует редкую технологию переработки упорных руд без применения сложных автоклавных технологий. Потенциально ее применение может существенно расширить возможности компании по переработке упорных руд. Скорее всего, именно технологический успех может быть ключом для расширения золотодобычи упорных руд в России»,— считает эксперт.
По словам собеседников “Ъ”, обычно золотодобывающие активы на территории бывшего СНГ оцениваются по мультипликатору 5 к EBITDA минус долг. В случае Geopromining это $350 млн, то есть увеличение доли в компании могло обойтись Роману Троценко примерно в $176 млн.
Господин Троценко в последний год резко увеличил активность в золотодобывающей отрасли. В июле 2019 года он купил 22,4% в Petropavlovsk (плюс еще 6% в виде конвертируемых облигаций) примерно за $100 млн. В ноябре прошлого года стало известно также об его интересе к «Высочайшему», который работает в Иркутской области и Якутии. Параллельно покупку «Высочайшего», принадлежащего акционерам Ланта-банка, пыталась осуществить китайская Fosun. По данным Bloomberg, «Высочайший» оценивался в $1 млрд. По информации двух источников “Ъ”, китайцы вышли из переговоров из-за высокой стоимости компании. Роман Троценко также не готов платить такие деньги за «Высочайший», говорит собеседник “Ъ”. РБК писал о том, что Кенес Ракишев также является претендентом на «Высочайший». Представитель бизнесмена подтвердил “Ъ” факт ведения переговоров, но от дальнейших комментариев отказался. Однако собеседники “Ъ” сомневаются в успехе переговоров с учетом столь высокой заявленной цены. За 2019 год стоимость золота выросла на 22% — до $1577 за унцию в настоящий момент.