После того, как на олигарха были наложены санкции Евросоюза, он мгновенно перестал быть бенефициаром своего главного актива — Трубной металлургической компании. Разумеется, с такими активами не расстаются, так что тень отца Гамлета по-прежнему нависает над своим детищем. Но чем больше олигарха кусают, тем сильнее его аппетит. И эта история стоит того, чтобы ее рассказать.
Начнем непосредственно с ТМК. Год назад компания купила 86,54% акций группы компаний ЧТПЗ. На момент сделки в нее входили Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод, завод по заготовке и переработке металлолома "Мета", предприятия по производству магистрального оборудования и нефтесервисный дивизион "Римера".
Поглощение столь большого производителя бесшовных труб серьезно ограничивало конкуренцию. Другие участники этого бизнеса до последнего не верили, что сделку разрешат закрыть, поскольку в результате покупки ТМК забирала под контроль 67% рынка.
ФАС выдала предписание с поведенческими условиями, направленными на недопущение необоснованного роста цен и дискриминации. Согласно требованиям ФАС, ТМК должны были продать из состава холдинга мощности на 500 тысяч тонн труб в год. Условие изначально было трудновыполнимым: у ЧТПЗ и ТМК единые производственные комплексы, которые нельзя было разделить. Среди других вариантов эксперты рассматривали возможность продажи Синарского трубного завода. В год он выпускает примерно 300 тыс. тонн бесшовной трубы. Но эта сделка исполняла бы предписание ФАС лишь частично. Еще был вариант с убыточным "Тагметом", продажа которого более чем в интересах ТМК, но не в интересах любого из покупателей. В общем, поглощение случилось, а исполнения требований антимонопольной службы так и не произошло.
Более того, компания Пумпянского немедленно стала извлекать выгоду из своего доминирующего положения. Цены на трубы взлетели… в два раза. В условиях, когда себестоимость трубы у завода была 70 тысяч рублей за тонну, ее продавали за 150 тысяч рублей. Это невероятные 115% маржи вместо 25-30% у других участников рынка. ТМК и в 2021 году и тем более в 2022 ищет все больше госфинансирования, потому что является системообразующим предприятием. Можно предположить, что ТМК изначально не собирался исполнять предписание ФАС. Теперь ТМК бодро рабортует, что за первое полугодие 2022 года выручка группы составила 300,8 млрд руб, и значительная доля в доходах — небывалая прибыль полученная с продажи бесшовных труб.
Сэкономленные на нарушении предписания и заработанные на задирании цен средства были направлены на другие проекты олигарха. Проекты, которые он продолжил реализовывать по собственным правилам.
Примеров, пренебрежения законами рынка и в других регионах присутствия Пумпянского. Совсем недавно Краснодарский край обрел нового подрядчика на строительство новых трамвайных линий. Цена контракта 28,4 млрд рублей, исполнитель — компания "Синара - ГТР Краснодар", владельцем которой и является олигарх. Вкладываться в такие проекты исключительно своими деньгами не принято, так что делу поможет госкорпорация ВЭБ.РФ. Одного контракта Пумпянскому было мало, так что неделю спустя он заявился на конкурс по строительству еще двух трамвайных веток в городе.
Куда смотрело руководство региона, неизвестно. Личная репутация олигарха тоже состоит плюс-минус из одних скандалов. Чего стоит только поведение его сына, который попал под санкции, всех немедленно сдал, осудил специальную военную операцию на Украине, и начал жалиться своим швейцарским гражданством.
Компании Пумпянского можно найти на госконтрактах и концессиях в Челябинске и Екатеринбурге, в Калужской области и Москве. Правда столица сразу поняла что к чему и дала олигарху от ворот поворот. На чем только ни специализируется Синара. Обновить автобусный парк? Легко! Построить трамваи? Можем! Трамвайные пути проложить? И тут мы самые лучшие.
Нам не привыкать, что деньги могут заткнуть любые дыры в памяти людской которая когда надо коротка. Но только не в тех регионах, где Пумпянский наследил, нарушив обещания. В Калужской области "Синара - транспортные машины" громко представляла властям региона проект по запуску производства трамваев. Пообещала губернатору многомиллиардные инвестиции. Но проверки вскрыли, что в Минпромторг оказались ложные сведения о калужской промплощадке и акт экспертизы местной Торгово-промышленной палаты.
Москва отказала Синаре дважды: сначала отобрала контракт на поставку и обслуживание трамвайных вагонов для "Мосгортранса". Это, на секундочку, 11 млрд рублей. Потом компания проиграла тендер на поставку и обслуживание 95 электричек для МЦД. Как было написано в обосновании решения, "поставщик не исполнил предусмотренное контрактом обязательство по поставке товаров". В общем, Краснодару повезло, как повезло и Пумпянскому: трамвайные пути должны появиться только в 2026 году. Есть целых четыре года на освоение государственных денег.
Хотел олигарх быть своим среди чужих, выводя деньги на Запад — не вышло. Теперь он чужой среди своих. Осталось только закрыть вентиль концессий, чтобы государственные деньги не доставались тем, кто вкладывался исключительно в "запасные аэродромы" на Западе, а теперь с еще большей жаждой припал к золотым жилам Отечества.
Данный материал является авторским текстом, а так же исключительным оценочным мнением автора.