Во-первых, подсудимый, как полагает следствие, лично организовал всю подготовку преступления. Во-вторых, подсудимого нет – его судят заочно.
Отсутствующий антигерой
Антигероя нового процесса – петербургского бизнесмена рязанского происхождения Михаила Тюрина – следствие рассматривало как непосредственного организатора всей подготовки покушения на кортеж Сергея Васильева, якобы действовавшего по указанию бизнесмена Александра Меркулова. Отсюда главная интрига: несмотря на признательные показания, суд присяжных Санкт-Петербургского городского суда признал его непричастным к совершению этого преступления. А самого Тюрина не спросишь – он уже много лет пребывает в международном розыске.
Поэтому из сведений, не входящих в версию следствия, можно лишь констатировать: Александр Меркулов и Михаил Тюрин в начале нулевых годов были соучредителями ООО «ПСН ЗЕТ», ООО «Экотрейд» и ООО «Кедр». Кроме того, про Тюрина его знакомые говорят крайне уважительно, называют авторитетным человеком в деловых кругах Рязани и Петербурга. А все люди, которые, как теперь уже установили суды, принимали участие в подготовке покушения на Сергея Васильева, признались на допросах, что делали это из уважения и признательности к Михаилу Тюрину.
Видимо, у него очень развито чувство землячества — многие участники этой некрасивой истории рассказывали, как он помогал им обосноваться в Петербурге, содействовал в трудоустройстве. В то же время все они, похоже, его еще и побаивались.
Из материалов уже неоднократно прошедшего через суды уголовного дела, возбужденного по факту покушения на Васильева, «Фонтанке» удалось почерпнуть некоторые сведения про подсудимого-фантома, которому следствие отводит фактически основную роль в этом резонансном преступлении.
Из Рязани в Петербург
Михаил Тюрин родился в ноябре 1970 года в деревне Можары Рязанской области. Окончив школу, он учился в медицинском училище, служил по призыву в погранвойсках. Примерно в 2001 году переехал в Петербург, где числился сотрудником охранного предприятия «Виктория-94». По показаниям знающих его людей, Тюрин уже тогда пользовался определенной известностью в бизнес-сообществе. Его якобы часто видели в казино «Золотая страна» в обществе Владимира Барсукова и прочих модных петербургских бизнесменов. Но Михаил Тюрин оставался неизвестным для криминальных журналистов.
Начать петербургскую жизнь ему помогли земляки, самый известный из которых покойный бизнесмен Александр Баскаков, несколько лет назад осужденный вместе с Владимиром Барсуковым за рейдерские захваты петербургских предприятий. Можно предположить, что Михаил Тюрин пригласил в Петербург своих рязанских знакомых, которые под его руководством оформились в отдельный коллектив, который якобы замыкался на легендарного Владимира Барсукова.
Михаила Тюрина описывают как человека, увлеченного спортом —дважды в день ходил в спортзал, занимался йогой, всегда был в отличной форме, обладал атлетическим сложением. А еще его описывали как очень осторожного человека — он всегда ходил с охранниками.
Каким же видится участие Михаила Тюрина в совершенном преступлении?
Встретил, разместил, вооружил…
По версии следствия, опровергнутой вердиктом присяжных, Владимир Барсуков решил убить Сергея Васильева осенью 2005 года, после того, как тот отказался удовлетворить некие его финансовые претензии. Следствие полагало, что задание было дано Александру Меркулову, который вызвал киллеров (якобы членов рязанской группировки «Слоны», в частности, братьев Михалевых) и состыковал их с Михаилом Тюриным. А Тюрин якобы сделал все необходимое для обустройства рязанских киллеров в нашем городе, организации подготовки преступления и безопасного ухода исполнителей с места убийства.
Про Тюрина теперь уже решит суд, но присяжные, напомним, оправдали Меркулова – поэтому немного непонятно, на чем теперь строится обвинение в нынешнем заочном процессе.
За большую часть «транспортных» проблем киллеров отвечал рязанец Алексей Игнатов, подрабатывавший в Петербурге частным извозом. На допросах он рассказал о своем давнем знакомстве с Михаилом Тюриным, который и ему помог обосноваться в Петербурге. О том, как выполнял просьбы Тюрина, и, в общем-то, сначала даже был не в курсе того, с какой целью перегоняет какие-то машины, чинит их, подвозит каких-то людей по несколько раз на одно и то же место, перевозит сумки, в которых звякало что-то тяжелое металлическое. В конце концов, водитель полностью признал свою вину, заключил сделку со следствием, и, видимо, рассказал почти все, что знал про других участников преступления. Благодаря этому отделался сравнительно легким наказанием – 7 годами лишения свободы в колонии строгого режима (за соучастие в убийстве, в покушении на убийство нескольких человек и за незаконное приобретение и хранение оружия).
Пригодность оружия к употреблению проверял личный телохранитель Михаила Тюрина, он же его дальний родственник Александр Юрцев. Про оружие он знает не понаслышке — окончил Рязанское высшее училище ВДВ, принимал участие в боевых действиях в Азербайджане и Чечне. И с Тюриным он познакомился через жену – уроженку Рязани. Бывший десантник тоже активно сотрудничал со следствием, благодаря чему 1 октября 2014 года отделался самым легким в этой истории приговором: 3 года условно.
По версии следствия, оружие у хранившего его Игоря Чистюхина в феврале 2006 года забирал некий бывший мелкий бизнесмен из Рязани, которого Александр Меркулов по просьбе их общего рязанского знакомого устроил работать водителем-охранником на завод «ЛСТ-Металл». На работу его принимал не кто иной, как Михаил Тюрин. Игорь Чистюхин также признал свою вину и получил условный срок.
Следствие полагает, что Михаилу Тюрину координировать действия перечисленных лиц помогал еще один вполне легальный бизнесмен-рязанец – соучредитель ЗАО «Завод Ленвторцветмет» и региональной общественной организации любителей здорового образа жизни и активного семейного отдыха «Аура» Александр Корпушов. Корпушов – единственный, кого недавний суд присяжных признал виновным в соучастии в подготовке покушения на кортеж Сергея Васильева. Видимо, на нынешнем заочном процессе он станет главным свидетелем обвинения.
Справка:
Покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева. Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня. Зато охранники Васильева пострадали серьезно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову.
2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3 других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова и назначил ему 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева. На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием), он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
5 июня 2014 года коллегия присяжных Санкт-Петербургского городского суда на выездном заседании в Москве, оправдала Владимира Барсукова и двоих других подсудимых – известных в деловых кругах предпринимателей Вячеслава Дрокова и Александра Меркулова 8 голосами против 4. Четвертого подсудимого Александра Корпушова присяжные единодушно признали виновным как в соучастии в организации нападения на кортеж Васильева, так и в незаконном обороте оружия, которое при этом использовалось. При этом присяжные решили, что Корпушов заслуживает снисхождения. Корпушову суд назначил наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск потерпевшего Тихонова (бывший охранник Васильева) и взыскал в его пользу с Корпушова 500 000 рублей. Но этот приговор пока не вступил в законную силу.