Основные собственники «Норникеля» Владимир Потанин (30,3%) и Олег Дерипаска
(25%) решили «снять пенку» с прибыли. Совет директоров компании рекомендовал акционерам одобрить промежуточные дивиденды за девять месяцев 2016 года в размере 70,3 млрд рублей.
Ранее миллиардеры отказались от заключенного контракта с итальянской Techint по сооружению очистительных платформ стоимостью 1,8 млрд долларов в Норильске… Отметим, что при работе горно-металлургического комбината, принадлежащего «Норильскому никелю», выделяется столько диоксида серы и других вредных для здоровья человека веществ, что Росстат ставит Норильск на первое место среди городов России по выбросам в атмосферу.
Выбросы с 2010 года практически не снижаются - если в 2010 году предприятия «Норникеля» выбросили в атмосферу города 1,8 млн т диоксида серы, то в 2013-м — 1,9 млн т. В 2014 году уровень выбросов составил все те же 1,8 млн т — это следует из годовых отчетов ГМК. В 2010 году о неблагоприятной экологической ситуации на предприятиях ГМК заявил Владимир Путин. Политик тогда пригрозил владельцам «Норникеля» повысить экологические штрафы, если они не решат проблему с выбросами. Но штрафы миллиардеров не пугают – они предпочитают вместо снижения вреда экологии выплачивать себе дивиденды. Санкций от Кремля тоже не последовало…
Потанин
У Владимира Потанина вал проблем. Продолжаются судебные разборки с экс-женой, которая хочет отобрать половину его активов. Так, в конце 2014 года Владимир Олегович перевел 30% акций «Норникеля» со счетов кипрской компании Interros International Investments Ltd на другую кипрскую структуру Olderfrey Holdings Ltd, сохранив за собой 30,4 % акций «Норникеля». Оффшорная структура миллиардера помогает не только не платить налоги в российскую казну, но и не отдавать часть активов экс-супруге. До этого, в июне 2014 года, Наталья Потанина обратилась в суд Кипра, и попросила арестовать имущество бизнесмена, оформленное на офшорные компании.
Бывшая супруга может претендовать на половину имущества, приобретенного на общие деньги семьи до 2007 года. По мнению предпринимателя, общее имущество семьи состоит из квартиры в Москве, четырех земельных участков, жилого дома, часовни, акций «Газпрома» и более десятка счетов. В этом перечне не было акций «Норильского никеля» и курорта «Роза Хутор».
Отметим, что только за 2013 год Потанин вывел из «Норильского никеля» более 2,7 миллиарда долларов, а также имеет доступ к 4 миллиардам долларов через кредитно-депозитные схемы. Через механизм выкупа 4 % собственных акций, запущенный также по инициативе «Интерроса» по цене в 4 раза, превышающей рыночные котировки на сегодняшний день, в ноябре Потанин выведет дополнительно от 1 миллиард долларов до 1,3 миллиардов долларов. Странным образом меняется стоимость и других проектов Владимира Потанина, например, «Розы Хутора».
После грандиозных инфраструктурных проектов Владимира Олеговича его бизнес может потерпеть крах. «ПрофМедиа», принадлежащий бизнесмену (в который миллиардер вложил миллиард долларов) он смог продать только за 600 миллионов. Но это не помогло. Уже в 2015 году Потанин продал китайцам 13% Быстринского ГОКа и одновременно просил кредит у госбанков. Деньги нужны миллиардеру на «повседневные» траты, ведь если бизнесмен рассекретит свои офшоры, то до них доберется бывшая супруга.
Подчеркнем, Потанина могут обвинить в неуплате налогов, так как, по словам его экс-жены, «всю семью содержали оффшоры», а «перед разводом Потанин ушел в траст». Более того, экс-супруга олигарха Наталья Потанина уже заявила, что запрет сыну Потанина покидать пределы РФ напрямую связан с бракоразводным процессом. Все дело в том, что суд уже обязал Владимира Потанина платить алименты – 25 % всех доходов – на содержание сына Василия. Это составляет 8,76 млн рублей в месяц.
Дерипаска
У Олега Дерипаски проблемы начались достаточно давно. В 2013 году принадлежащий Дерипаске «Базэл» направил в Арбитражный суд Москвы иск к ВЭБу о реструктуризации кредита, выданного на строительство грузового района морского порта Сочи «Имеретинский». Компания привлекла 3,8 млрд руб. в ВЭБе еще весной 2009 г. Порт нужен для круглогодичного снабжения материалами строящихся олимпийских объектов. Предполагалось, что кредит будет гаситься за счет операционной деятельности порта. Но этому помешало изменение в структуре перевозок грузов — увеличилась доля поставок с использованием наземного транспорта.
Тогда представители Дерипаски заявили, что Олимпстрой не обеспечил надлежащий грузопоток при действовавшем запрете на ведение иной деятельности в грузовом порту Сочи. В компании отметили, что во время запуска строительства порта Олимпстрой и Транспортная дирекция Олимпийских игр декларировали планы по грузопотоку для порта на уровне 14 млн. т. грузов, однако с апреля 2010 года по март 2013 года совокупный грузооборот порта едва превысил 3 млн. т. Кроме того, основанием для иска послужила невозможность запланированного перепрофилирования объекта в яхтенную марину.
Как итог, поток денежных средств от операционной деятельности «Порта Сочи Имеретинский» оказался намного ниже запланированного, и порт не может расплатиться по кредиту, говорится в сообщении «Базэла». В апреле компания подала иск к «Олимпстрою», потребовав компенсировать 4 млрд руб. убытков из-за недозагрузки порта. Впрочем, тогда источник в госкорпорации говорил, что она не брала на себя никаких обязательств по загрузке. Теперь «Порт Сочи Имеретинский» пытается добиться реструктуризации кредита ВЭБа.
Строительство порта заказывали «Олимпстрой» и Минтранс. Подрядчику обещали выгодные условия эксплуатации порта - за четыре года работы с 2009-го по 2013 год через причалы должно было пройти 15-20 миллионов тонн грузов, что соответствует по объемам неплохому среднему по размеру порту. В результате «Базэл» согласился построить «Имеретинку». Однако довольно скоро все пошло не так… Теперь «не так» и останется.
В середине прошлого года «Главстрой СПб» Олега Дерипаски заявил, что не сможет завершить два огромных проекта «Северная долина» и «Юнтолово» до 2017 года. Компания просит продлить сроки проектов до 2020 и 2025 года. Независимые эксперты считают, что бизнес миллиардера оказался на грани банкротства. Напомним, «Главстрой СПб» в 2007 году приобрела на городских торгах «Северную долину» и «Юнтолово». На 437 га в Юнтолове за 1 млрд рублей должно быть построено 2,2 млн кв. м, на 270 га «Северной долины» за 7 млрд рублей 2,7 млн кв. м жилья. Договоры аренды истекают в 2017 году и, по данным застройщика, в «Северной долине» введены в эксплуатацию шесть очередей общей площадью почти 1,2 млн кв. м, а в 2017 г. будут готовы еще 610 000 кв. м. В ЖК «Юнтолово» готово 119 000 кв. м, к 2017 г. планируется завершить вторую очередь (100 000 кв. м). За пять месяцев 2015 г. продажи жилья, по данным «Главстрой СПб», сократились на 40%.
Параллельно с этим проблемы у «Главстроя» и в Москве. «Главстрой Девелопмент» миллиардера Олега Дерипаски начал распродажу земли в Москве. Кризис компании довел ее до того, что бизнесмен продает 20 участков (примерная стоимость 36 млрд рублей). Эксперты считают, что «одним-двумя» проектами все не ограничится, в слишком большом кризисе находится компания. У «Главстрой Девелопмента» почти не осталось недвижимости на продажу, говорит гендиректор - крупные проекты компания уже давно построила и продала, а новые не запустила. Также стоит отметить, что доступного финансирования для девелоперов сейчас практически нет.
Понятное дело, Дерипаска надеется на дивиденды.
Тандем миллиардеров
Интересно, что в мае этого года выяснилось, что UC Rusal, Олега Дерипаски «наполучал» кредитов от госбанков на 277 млн долларов и покупает неэффективные активы у своего партнера Владимира Потанина. Привлек Дерипаска 277,6 млн долларов в «Сбербанке» и «Газпромбанке» для того, чтобы отодвинуть погашение 700 млн долларов по предэкспортному кредиту и полностью избавиться от погашения долга в 2016 году. Другими словами, компания взяла кредит, чтобы заплатить за кредит.
По какой ставке и на какой срок «Газпромбанк» и «Сбербанк» выдали кредиты – неизвестно… Поговаривают, что Дерипаска мог дать откат. На конец 2015 года долг «РУСАЛА» достиг 7,9 млрд долларов. Напомним, в этом году «РУСАЛ» должен была вернуть кредиторам 1,3 млрд. «РУСАЛ» потерял прибыль из-за снижения цены алюминия в первом полугодии 2015 года. Цена на алюминий с учетом премии снизилась на 22%, экспорт алюминиевых полуфабрикатов из Китая увеличился на 43%, рынок вошел в состояние профицита.
8,13 % акций компании принадлежит энергетическому холдингу En+, контролируемому Олегом Дерипаской, акционерам Sual Partners — 15,8 %, группе Онэксим Михаила Прохорова — 17,02 %, 8,75 % — Glencore через компанию Amokenga Holdings. 10,04% находятся в свободном обращении. 0,26% акций находятся во владении менеджмента компании, включая 0,23% акций, принадлежащих генеральному директору компании. «РУСАЛ» не может сам отдать долги. Другими словами, компания неплатежеспособна. Самостоятельно Дерапаска тоже не может помочь своей компании, так как и другие активы стали проблемными.
Одновременно с этим стало известно, что Роман Абрамович и Олег Дерипаска
через «Норильский никель» станут совладельцами «Розы Хутор», крупнейшего горнолыжного курорта в России. «Норникель» вложит в его развитие больше 250 млн долларов. Получается, госденьги через «Норникель» опять идут на убыточный «Роза Хутор». Потанин и Дерипаска уже кооперируются для поддержания совместных интересов. Но еще раз отметим, что выплата астрономических дивидендов в 1,1 млрд долларов только за один года делается при понимании – цены на металл падают. При этом никакого внимания на жителей Норильска миллиардеры фактически не уделяют. Ведь весь пакет итальянской Techint по строительству очистительных сооружений стоит 1,8 млрд долларов. Но приоритеты Потанина и Дерипаски совершенно другие…