Переедание промышленных масштабов

Источник
Как «Ростех» из Миноборонпрома становится Минпромторгом.
Тема тотального огосударствления экономики, актуальная для России не первый год, в 2017 году стала особенно выраженной в массе секторов, от банковского до нефтяного. На этом фоне очередной виток идущей уже десятилетие консолидации активов в рамках «Ростеха» мог пройти незамеченным. Но это оказался виток нового качества: «Ростех» получает не только профильную оборонную промышленность, но также металлургию и энергетику, весь отечественный авиапром, а возможно, и судостроение. Госкорпорация стала похожа на альтернативный «резервный фонд» для активов с финансовыми проблемами. И если раньше она сама определяла, кого и что она хотела бы иметь в своем составе, теперь правила игры меняются.

В 2017 году «Ростех» отметил свое десятилетие. За этот срок из госкорпорации «для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения» «Ростех» превратился в некий аналог суперведомства, чье влияние распространилось на десятки отраслей. Причем в этом юбилейном году именно ему удалось поставить точку в ряде долгих и мучительных отраслевых историй. Четверть века тянется продажа лицензии на крупнейшее в России месторождение золота Сухой Лог? «Ростех» и «Полюс» получили ее. Уралвагонзавод и Курганмашзавод запутались в финансовых проблемах? «Ростех» строит на их базе бронетанковый холдинг. Нужно найти пару турбин Siemens и, несмотря на санкции, поставить их в Крым? Входящий в «Ростех» «Технопромэкспорт» выгружает оборудование в Севастополе. На рынке завалялась крупнейшая независимая энергосбытовая компания? Зачем же независимая, у «Ростеха» уже блокпакет.

Простое перечисление примеров может навести на мысль, что эта колонка — о банальной жадности и нежелании делиться. Но это не так: будь «Ростех» жадным, он бы никогда не отдал частным инвесторам акции концерна «Калашников».

Топ-менеджеры предприятий оборонной промышленности считают, что свой оптимальный состав «Ростех» сформировал в течение первых семи лет. Для создания империи нужен был крепкий фундамент — им стал «Рособоронэкспорт», единственная в стране компания, которой доверено заключать контракты на поставку готовой военной продукции. Сейчас в «Ростех» входит более 700 организаций, специализирующихся на решении как оборонных задач, так и гражданских. Управлять всем этим хозяйством невероятно сложно, убежден высокопоставленный источник “Ъ” в правительстве: есть прибыльные активы, а есть «поистине безнадежные», которые на самом деле «никакой погоды “Ростеху” не делают». Но и возможности от них избавиться нет, продолжает собеседник “Ъ”: «Если уж взял чемодан, надо нести, а то, что у чемодана нет ручки и тебе тяжело,— это, брат, никого не волнует».

Недавно президент Владимир Путин вспоминал, чем руководствовался десять лет назад, принимая решение о создании «Ростеха»: «Мы могли просто утратить некоторые сегменты в оборонке, без которых не могли бы создавать современные системы вооружений. Вряд ли сегодня наша армия могла бы демонстрировать свою мощь, вряд ли выглядела бы такой современной и эффективной, если были бы утрачены критически важные предприятия для государства».

Сейчас ситуация иная: армия сильна, вооружена, оснащена, а значит, и создание «Ростеха» при взгляде сверху себя оправдало. За десять лет госкорпорация вобрала не только все, что хотела, но и получила многое в довесок. Нужен ли был «Ростеху» Уралвагонзавод? Вряд ли с миллиардными долгами, от которых госкорпорации придется избавляться. Нужна ли Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которую, по данным “Ъ”, активно пытается передать «Ростеху» министр промышленности и торговли Денис Мантуров? Тоже не факт, говорит федеральный чиновник: ОАК нужны средства на перспективные разработки. Вырисовывается простая логика: нет денег — просись в «Ростех».

За десять лет «Ростех» проделал путь от собирателя с рынка всего, что попадется под руку, до компании, на которую тот же Белый дом может скинуть довольно крупный актив и сказать, что его «нужно привести в чувство». Финансово оздоровить, дать загрузку мощностям, помочь с кадрами. В кулуарах оборонной отрасли «Ростех» называют министерством военной промышленности. Но и раньше у госкорпорации были гражданские активы, тот же АвтоВАЗ например, теперь их все больше. По рынку уже ходят слухи, что вслед за ОАК в «Ростех» уйдет и Объединенная судостроительная корпорация и неофициальное название госкорпорации придется переделать на Минпромторг — ну а что, сбытовая компания уже есть.

В результате слова президента о том, что «Ростех» не должен расширяться «безмерно и бесконтрольно», можно трактовать не как предложение самой госкорпорации отказаться от консолидации непрофильных предприятий, а как предостережение тем, кто хочет обременить ее очередными проблемными активами.
Персоны Компании
Табачок врозь
Как рынку сигарет подбирали контролеров.
Жить стало лучше
Минфин раскрыл зарплаты федеральных министров: больше всех получает Антон Силуанов.
«У меня иногда возникает вопрос: пошел бы я вообще в эту авантюру?»
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов дал интервью “Ъ”.
Сергей Горьков, Внешэкономбанк: «Ребята, пожалуйста, дайте денег»
Председатель ВЭБа рассказывает, как спасал банк и что удалось сделать за два года.
Минпромторг по счетам не платит
"Гипрорыбфлот" уже год при новых собственниках и год с долгами по зарплате.
«Можно придумать более простой способ украсть у самого себя»
Бывший президент и совладелец «Росгосстраха» Данил Хачатуров потерял компанию, которой руководил 15 лет. Но он убежден, что виной всему – ошибки в госрегулированнии рынка ОСАГО, а не плохой менеджмент.
Украинский олигарх Сергей Янчуков испортит жизнь москвичам
Владелец группы "Мангазея" сносит важный для москвичей стадион "Красная стрела".
Первая грузовая компания не может купить вагоны у Уралвагонзавода
Виной тому стали санкции США в отношении "Уралвагонзавода".
Черномырдино горе
Сын Виктора Черномырдина Виталий не хочет платить по долгам.
Российский ТЭК с трудом снижает зависимость от западных технологий и оборудования
В ряде отраслей доля импорта действительно снизилась, но до сих пор до 62% оборудования на традиционных месторождениях и до 90% на шельфовых — импортное.
«Решальщик» Дионисий Золотов разводит и дурит бизнесменов даже из СИЗО
Сколько ему платят за закрытие уголовных дел и выход из тюрьмы.
Siemens меняет Тамань на Татарстан
Компания опять начала поставлять газовые турбины в Россию.
Александру Винокурову не удалось купить Марьям Хубиеву
Бывший генеральный директор государственной Национальной иммунобиологической компании («Нацимбио») Марьям Хубиева не вышла на работу в компанию «Марафон Фарма» Александра Винокурова и Сергея Захарова.
Авдеевы "конюшни" "Энергострима"
Роман Авдеев заключает подозрительные партнерства с аффилированными фирмами.
Бюджет опять доплатит за «Виктора Черномырдина»
Белый дом выделит еще 870 млн рублей на достройку ледокола.
Суд отказался возвращать Siemens газовые турбины из Крыма
Замминистра энергетики Андрей Черезов отметил, что две первые турбины Siemens уже смонтированы на Севастопольской и Симферопольской ТЭС и на них выполняются мероприятия по центровке.
Внешэкономбанк ищет партнеров под проект целлюлозно-бумажного комбината
Интерес проявляют китайские и российские компании.
Обидчицу семьи Чемезова задержали в Испании
Материальные претензии к архитектору Эрнандес-Геташвили также предъявила компания, за которой может стоять глава «ОНЭКСИМа» Дмитрий Разумов.