«Норникель» скрывавший прибыль от добычи никеля с 2007 года, показывал постоянную слабую рентабельность - себестоимость производства никеля на предприятиях завода отрицательная. Теперь громадное предприятие в серьезном кризисе. Его усугубляет политика совладельца компании Олега Дерипаски, который «вытягивает» из компании дивиденды. Напомним, что в далеком 2007 году, еще до мирового финансового кризиса «Норникель» перестал публиковать полные данные. Топ-менеджеры говорят, что только «выручка от продажи меди и металлов платиновой группы покрывает все затраты на производство».
Напомним, что в ноябре прошлого года выяснилось – у «Норникеля» самый худший год за всю его историю – рекордное падение производства. Тогда оказалось, что компания остановила завод в Норильске! Более того, у компании-гиганта снизилось меди и палладия на 4% (до 264 047 т и 1,9 млн унций соответственно), платины на 5% (до 489 000 унций), - это говорилось в отчете от 2016 года. При чем здесь Дерипаска? Напомним, что основной пакет «Норникеля» принадлежит Владимиру Потанину – 30%. Блокирующий пакет в 25% у Олега Дерипаски. И похоже Олег Владимирович пытается «вытянуть все соки» из компании.
Так, в ноябре 2016 года совет директоров компании рекомендовал акционерам одобрить промежуточные дивиденды за девять месяцев 2016 года в размере 70,3 млрд рублей. Это решение было пролоббировано людьми Дерипаски. На конец 2016 года у «Норникеля» был сумасшедший долг в 8,1 млрд долларов. Отметим, что в 2015 году долг был 4,2 млрд рублей. Рост долга за два года почти на 100%. С этого времени, «Норникель» начал изменять дивидендную политику. В 2015 году компания отдавала акционерам 50% выручки.
Похоже, Олег Дерипаска
ради своей компании «РУСАЛ» решил обанкротить «Норникель».
Тлеющий конфликт
Напомним, в 2012 году «на отечественном промышленном рынке знаковым событием, стало урегулирование конфликта доселе непримиримых акционеров «Норильского никеля» — UC Rusal Олега Дерипаски и «Интерроса» Владимира Потанина, которых «по-отечески» «сдружил» Роман Абрамович, ставший третьим «третейским» акционером». Кстати говоря, причиной была опять же дивидендная политика.
Дерипаске нужно сейчас спасать Rusal и защититься от Вексельберга, поэтому миллиардер будет выжимать все из «Норникеля». У Олега Дерипаски, вернее его флагманской компании Rusal огромные проблемы. Так, весной 2016 года Дерипаска привлек 277,6 млн долларов в «Сбербанке» и «Газпромбанке» для того, «чтобы отодвинуть погашение 700 млн долларов по предэкспортному кредиту и полностью избавиться от погашения долга в 2016 году». Если сказать по-русски Олег Владимирович перекердитовался.
Сейчас Rusal в еще более катастрофическом состоянии. Его долг, благодаря кредитам не особо изменился: в 2015 году он составлял 7,9 млрд долларов, сейчас 8,3 млрд долларов. Цена на основной ресурс компании алюминий снизилась на 22%, экспорт алюминиевых полуфабрикатов из Китая увеличился на 43%, рынок вошел в состояние профицита. Фактически китайцы начали выбивать Дерпиаску с мировых рынков.
18 января выяснилось, что Rusal не может рассчитаться с кредитами без новых кредитов! Rusal планирует привлечь за счет евробондов полмиллиарда долларов. «В настоящий момент мы рассматриваем привлечение новых кредитов, в первую очередь с целью рефинансирования долга» - заявила финдиректор компании Александра Бурико. «РУСАЛ» не может сам отдать долги. Другими словами, компания неплатежеспособна. Самостоятельно Дерапаска тоже не может помочь своей компании, так как и другие активы стали проблемными.
Вторит Бурико и сам Дерипаска, одновременно жалуясь на ставку ЦБ: «Да, мы будем привлекать. Внешний рынок для нас дешевле почти на 2 п.п., то есть на 200 базисных пунктов. Мы привлекали долгосрочное финансирование на внешнем рынке и раньше. Просто сейчас, после некоторого смягчения на европейских финансовых рынках, условия для нас более привлекательны. И мы гасим российским банкам, которые вынуждены занимать у ЦБ по очень высоким ставкам», - отметил он.
«Вексель» для Rusal
Напомним, 48,13 % акций компании Rusal принадлежит энергетическому холдингу En+, контролируемому Олегом Дерипаской, акционерам Sual Partners Виктору Вексельбергу и Леонарда Блаватника— 15,8 %, Группе Онэксим Михаила Прохорова — 17,02 %, 8,75 % — Glencore через компанию Amokenga Holdings. 10,04% находятся в свободном обращении. Остальное у миноритариев из топ-менджмента. Но проблема для Дерипаски в том, что Прохоров понимая долговую нагрузку Rusal хочет избавиться от своего пакета, и главный претендент, враг Дерипаски – Виктор Вексельберг.
«Если мировая конъюнктура кардинально не изменится, UC Rusal может быть вполне прибыльной компанией и порадовать своих акционеров очередной выплатой дивидендов», – заявил Вексельберг в интервью. Если Виктор Феликсович получит пакет Прохорова, то вместе с Sual Partners он сможет блокировать любые решения Дерипаски!
«Думаю, мы закроем сделку в течение месяца», — сказал Михаил Прохоров Bloomberg в октябре 2016 года. Но сделки не произошло, пока. Говорят, что Дерипаска уговорил Прохорова отложить ее. Напомним, спор между UC Rusal Олега Дерипаски и двумя миноритарными акционерами компании — Sual Partners (15,8%) и Glencore (8,75% через Amokenga Holdings) — начался полтора года назад. «Sual выступила против сделки UC Rusal на поставку алюминия и глинозема трейдеру Glencore. Контракт оценивался в 47 миллиардов долларов. Sual посчитала его условия несправедливыми и обратилась в лондонский арбитраж».
Проблемы Дарипаски
Бизнес Дерипаски «расходится по швам». Например, в 2016 году выяснилось, что «Главстрой СПб» олигарха «не сможет завершить два огромных проекта «Северная долина» и «Юнтолово» до 2017 года». Дерипаска умоляет продлить сроки до 2025 года. Это говорит о серьезнейшем кризисе. Более того, «Главстрой Девелопмент» Дерипаски инициировал распродажу земли в российской столице. Продается 20 участков элитной земли рыночная цена которой 36 млрд рублей.
«Никелевая целина»
Олег Владимирович не обращает внимание на проблемы «Норникеля», его заботит в первую очередь Rusal. А что с никелевым гигантом? Компания все чаще становится героем экологических скандалов. Так, в сентябре 2016 года жители Красноярского края сообщили, что река приобрела ярко-красный цвет. Минприроды винит «Норникель» в покраснении реки! Да, страшная экологическая катастрофа, но при чем здесь руководство «Норникеля»? Дело в том, что в 2015 году «компания расторгла договор с итальянской Techint, которая выиграла в 2012 году тендер на выполнение проекта по снижению выбросов диоксида серы в Норильске. Били тревогу местные жители еще в 2010 году. В 2012 году «Норникель» даже оштрафовали на 1 млрд рублей. Правда проблемы это не решило. Тогда Дерипаска и Потанин заключили договор с итальянской Techint на разработку проектной документации. Причем на подписание соглашения и меморандума, которые скрепили подписями гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский и глава итальянской компании Джанфеличе Рокка, приехали главы правительств обеих стран — Дмитрий Медведев и Марио Монти.
Общая цена очистительных сооружений была оценена в 1,8 млрд долларов. Тогда стоимость проекта в рублях была 54 млрд рублей. Сейчас это 108 млрд рублей. Миллиардеры решили, что ежегодно выплачивать по 1 млрд в бюджет выгодней… особенно сейчас. Можно больше ста лет платить штрафы… Контракт разорвали. «Перенос установки улавливающего/очистного оборудования в Норильске на более поздние сроки будет иметь совершенно очевидные последствия: еще больше людей пострадают от выбросов, еще больше пострадает природа. Обещания о сокращении выбросов даются уже давно. В 2004 году руководство обещало к 2010-му сократить выбросы на 70%. Этого не произошло. Где гарантия того, что сокращение произойдет в 2019 году?» — вопрошает директор по программам «Greenpeace Россия» Иван Блоков в 2015 году.
Но похоже для у Дерипаски другие приоритеты – его Rusal. Миллиардер делает, все, чтобы его сохранить и попытаться не дать Вексельбергу заполучить блокирующий пакет. Для этого Олег Владимирович хочет выкачать по возможности всю прибыль из «Норникеля». Но это может привести не только к новым экологическим катастрофам, но и поставить «Норникель» на грань банкроства.