На днях агентство Bloomberg опубликовало очередную «сенсацию» о якобы имеющихся связях между экс-сенатором, зампредом Центробанка РФ Александром Торшиным и русской мафией, уютно устроившейся на курортных берегах Испании. Под громким заголовком «Мафиози или руководитель Центробанка? Испанские правоохранители утверждают, что этот россиянин – и то, и другое» стоят подписи авторов: Эстебан Дуарте, Генри Мейер и Евгения Письменная. Если о первых двух нам ничего неизвестно, то третья – дама, широко известная в узких окололиберальных кругах.
Письменная – специальный корреспондент агентства Bloomberg. Работала в «Ведомостях», «Русском Newsweek», «Известиях», где писала об экономической политике и государственном регулировании. Автор книг «Этические коллизии в деловой журналистике» и «Система Кудрина» – пухлого панегирика «лучшему в мире министру финансов». В общем, с точки зрения либеральной общественности, – достойный и уважаемый представитель журналистики.
И что же себе позволяет «уважаемая» писательница вместе со своими соавторами? Броский заголовок – это еще куда ни шло, его вполне возможно списать на принятые на Западе нормы желтой американской прессы, когда он вовсе не обязан иметь связь с содержанием, лишь бы привлекал внимание. Но, в данном случае, заглавие не только отражает суть статьи, но и заметно уступает ей в «накале разоблачений».
Речь в статье идет о спецоперации, в ходе которой испанская Гражданская гвардия в июне 2016 г. задержала шестерых россиян и одного гражданина Украины – по подозрению в отмывании денег для бенефициаров, среди которых были тамбовская и таганская ОПГ. Среди задержанных – экс-директор ликероводочного завода «Кристалл» Александр Романов, осужденный в России за мошенничество.
Кстати, директором «Кристалла» Романов стал в 2000 г., а до того работал в Центробанке и в компании «Роснефть». Далее он отсидел полсрока, вышел по УДО и переехал в Испанию. Именно его испанские правоохранители и считают главой «русской мафии» на курорте Пальма-де-Майорка. Однако, у смешанного коллектива «блумберговских» авторов иное мнение.
«Разоблачители» с первых же строк уверяют читателя, что г-н Торшин в бытность свою зампредом Совета Федерации «поручил членам Таганской ОПГ организовать отмывание грязных денег через испанские банки и недвижимость». «Внутри иерархической структуры организации известно, что российский политик Александр Порфирьевич Торшин стоит выше Романова, который называет его «крестным отцом» или «боссом» и осуществляет «действия и инвестиции» в его интересах», – пугают читателя наемные «мастера пера».
Нет, Александр Торшин и сам не отрицает того, что был знаком с Александром Романовым. 21 год назад они вместе работали в Центробанке. Торшин даже стал крестным отцом его сына. Возможно, какие-то старые и несущественные письма от экс-сенатора могли быть обнаружены у главного фигуранта нашумевшей истории – Александра Романова. Но, если бы в этих письмах содержался хоть какой-то компромат, их бы давно выложили в открытый доступ.
Тем не менее, Письменная с соавторами не осложняют себе жизнь вопросами «этических коллизий». «Высокопоставленный испанский чиновник сказал нам на условиях анонимности, что судебное преследование Торшина не стоит усилий, поскольку Россия не будет сотрудничать в делах, связанных с фигурами такого масштаба», – горько жалуются сочинители третьесортного ужастика про «русскую мафию».
Самое замечательное в этом сочинении, говоря словами булгаковского персонажа, – то, что оно является враньем от первой до последней буквы. Недаром Письменная и компания постоянно ссылаются на слова анонимных чиновников, выдержки из доклада Гражданской гвардии (очевидно, секретного, поскольку помимо авторов Bloomberg его никто не видел) и на мнение экс-замминистра финансов Сергея Алексашенко.
Не сказав ни слова по делу Романова (ибо сказать ему нечего), Алексашенко заявил, что Торшин вернулся в Центробанк «по просьбе» ФСБ, «с которой у него давние связи». Ну, экс-чиновнику, который доработался в России до того, что теперь скрывается в США, где перебивается чтением лекций, ФСБ безусловно должно мерещиться за каждым углом. А вот в памяти неискушенного читателя должна сложиться твердая цепочка: российский политик – мафия – ФСБ.
По законам жанра, там, где есть упоминание ФСБ, должен непременно возникнуть Владимир Путин
. И вот – всплывает еще один «доклад» испанских прокуроров, где идет речь уже о Тамбовской ОПГ из Санкт-Петербурга (?!), переехавшей в Испанию в 1996 г., «когда Путин был заместителем мэра бывшей столицы царской России». Один из авторов доклада, прокурор Хосе Гринда (Jose Grinda), якобы еще в 2010 г. «сообщил американским чиновникам, что Путин управляет «виртуальным мафиозным» состоянием. Странно, но повторить то же самое корреспондентам Bloomberg прокурор отказался наотрез. Поневоле складывается впечатление, что журналистов Bloomberg гонят от себя все, кому не лень. Так, от комментариев отказались и адвокат Александра Романова, и прокуратура Испании, и, собственно, Гражданская гвардия.
Зато свой комментарий дал Александр Торшин: «Я с корреспондентом Bloomberg беседовал три часа, сказал ей все понятно. Приговор по делу коммерсанта Романова есть. Там ни об ОПГ, ни обо мне ничего нет. Нет, появляется какой-то секретный доклад, которого никто не видел. Что же они обвинения не предъявили?», – удивлялся он в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Не менее удивлены и в самом Центробанке: «Насколько нам известно, в итоговых материалах суда не упоминаются те выводы, которые фигурируют в публикации Bloomberg, и вообще не упоминается Александр Торшин. Таким образом, нет никаких сколько-нибудь весомых причин считать, что утверждения по поводу Александра Торшина в статье Bloomberg имеют под собой основания», – отмечает пресс-служба ЦБ РФ.
Проще говоря, все обвинения г-жой Письменной и ее коллегами взяты с потолка. Ну, а ссылка на то, что испанские правоохранители «не стали преследовать» Торшина лишь потому, что всемогущая ФСБ «не будет сотрудничать с ними» ничтожна уже потому, что, как показывает практика, западная юстиция не гнушается попранием закона, когда речь идет о политическом заказе. Вспомните хотя бы дело Виктора Бута или похищенного российского летчика Константина Ярошенко. Ни о какой презумпции невиновности, ни о каких доказательствах в таких случаях даже не помышляют, и на дружбу с ФСБ не рассчитывают.
Но для чего авторитетное в финансовом мире издание без раздумий публикует откровенную липу? На этот вопрос отвечают сами авторы фальшивки, ссылаясь на слова некоего гамбургского банкира: «в России более, чем в какой-либо иной стране, Центробанк играет такую важную роль в экономике, что любой намек на нечистоплотность может иметь серьезные последствия».
Отсюда и цель: любыми средствами поставить под сомнение репутацию Центрального банка, высшего политического руководства РФ, зародить сомнение в порядочности российских политиков и бизнесменов, любыми, самыми недостойными средствами нанести вред экономике и реноме государства. Вряд ли Письменная и ее испанские друзья рискнули бы провернуть тот же фокус в отношении политиков и чиновников США или Евросоюза. И дело вовсе не в том, что там нет коррумпированных или связанных с настоящей мафией чиновников – вполне хватает, только доказывать это трудно и опасно. А обличать без доказательств – верный путь к забвению и нищете, ибо на Западе публикация бездоказательных обвинений, основанных на домыслах анонимных источников, грозит авторам и их редакциям судебными исками и разорением.
Так не пора ли и в России перенять эту практику, весьма благотворно влияющую на качество информации, подаваемой в СМИ? И дело теперь даже не в Bloomberg: его фальшивку радостно подхватили и оперативно разнесли по стране многие т. н. «либеральные» издания, лишь на словах уважающие общечеловеческие ценности, но забывающие о презумпции невиновности и непредвзятости.
То есть, Александр Торшин может сказочно обогатиться только на одних компенсациях от российских и зарубежных клеветников. Впрочем, зная его, можно предположить, что все эти деньги пойдут на восстановление христианских храмов и иные благотворительные проекты. В итоге, общество получит двойную пользу: и медиа-пространство станет чище, и культурное наследие приумножится.