Собеседники Znak.com называют историю с картиной «эксцессом исполнителя» и говорят, что куратор Шакурской Наталья Шевчик должна сделать выводы
Тюменский истеблишмент и интеллигенция обсуждают громкую отставку в региональном правительстве. Владимир Якушев, как уже сообщал Znak.com, сегодня, 13 октября, принял решение уволить директора департамента культуры Юлию Шакурскую. Так завершился скандал, связанный с незаконным выносом чиновницей из областного музея изобразительных искусств картин художника Юрия Рыбьякова. Мы поговорили с представителями властей и культурной элиты города, чтобы понять, какие обстоятельства привели к краху карьеры Шакурской.
Напомним вкратце историю. На прошлой неделе сотрудники регионального музея ИЗО обратились к Владимиру Якушеву с письмом, в котором рассказали, что 30 сентября после 22 часов в здание, потребовав отключить сигнализацию, вошли Юлия Шакурская и Наталья Хвостанцева. Затем чиновницы прошли в зал музея, где накануне вечером была открыта персональная выставка члена Союза художников России Юрия Рыбьякова. Был вскрыт экспозиционный зал, срезаны с крепежа и вынесены за пределы музея без оформления какой-либо документации три картины – «Новый Уренгой», «Салехард осенью» и «Салехард. Речной порт». На удивленные замечания заведующей музея чиновницы сказали: «Подарок для губернатора». По словам сотрудниц музея, автор работ был очень расстроен, так как не планировал с ними расставаться. Позднее выяснилось, что две картины были возвращены в музей, а третья подарена губернатором Тюменской области музею Салехарда на торжествах по случаю вступления в должность губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина.
«Если только можно – один вопрос: вот когда вы 8 сентября поняли, что творится что-то не то, почему в ФСБ вы позвонили, а в приемную губернатора нет? – спросил губернатор у сотрудников музея ИЗО на встрече с ними, состоявшейся накануне. Видеозапись беседы, сделанная кем-то из присутствующих, кстати, провисела на YouTube менее суток и сейчас удалена залившим ролик пользователем. – Или вы действительно думаете, что они выполняли мое поручение?
И я им дал поручение пойти ночью, залезть в фонды, забрать гравюры, принести мне?
Честно говоря, меня всегда это расстраивает, – отметил Якушев. – Я 10 лет работаю губернатором, все прекрасно знают, что я достаточно оперативно на такие вещи реагирую, если какое-то сообщество мне посылает сигнал, что оно сегодня не может найти общий язык с руководством, я достаточно оперативно на эти вещи реагирую. А кадровые решения, конечно, будут приняты».
«Разумеется, Якушев не давал указания ворваться в музей и похитить оттуда картины, – комментирует это заявление один из собеседников Znak.com. – Скорее всего, он просто сказал, что едет на инаугурацию Кобылкина и ему нужен какой-то подарок. Вполне возможно, что он дал это поручение даже не самой Шакурской, а ее куратору, первому замгубернатора Наталье Шевчик. То, что произошло потом, – это, что называется, эксцесс исполнителя. Шакурская с излишним рвением подошла к решению поставленной перед ней задачи. Уверен, что можно было просто позвонить художнику и спокойно с ним договориться».
Тем временем в кругах работников культуры сегодня, похоже, царит ликование.
«По всей области сегодня руководители разнообразных культурных учреждений открывают бутылки с шампанским, – уверенно заявил один из собеседников Znak.com.
– Юлия Шакурская была верным продолжателем дела своего предшественника Евгения Негинского в части общения с подчиненными. Настолько барское, пренебрежительное отношение вряд ли можно встретить в любом другом департаменте. Нас не ставили в грош, поэтому музейные сотрудники и обратились к губернатору – у них просто лопнуло терпение».
Один из источников Znak.com, знакомый с уволенной чиновницей, утверждает, что за два года она не смогла стать полноценной самостоятельной фигурой в региональной политике. «По сути, Шакурская была зицпредседателем, – объясняет наш собеседник. – За ее спиной стояли [бывший директор департамента культуры Евгений] Негинский и [руководитель тюменского концертно-театрального объединения Михаил] Биртман. Несмотря на то, что Негинского уволили, он сохранил расположение губернатора и свое влияние. Юлия Валерьевна в итоге практически не занималась глобальным менеджментом вверенного ей сектора. Вместо этого она работала на одного-единственного зрителя – самого губернатора. Она была увлечена организацией всевозможных протокольных мероприятий, вроде инаугураций или дней рождения области, пытаясь таким образом выслужиться. К чему это привело – мы видели. Выводы из этого случая должны сделать и Владимир Якушев, и Наталья Шевчик».
Напомним, Евгений Негинский был отправлен на вольные хлеба в начале октября 2013 года после скандала вокруг Дворца национальных культур «Строитель». Директор этой организации Андрей Зырянов, который конфликтовал с Негинским, публично заявил, что на него было совершено разбойное нападение. Правда, потом в судах выяснилось, что это была «подстава», а Якушев лично вручил Негинскому медаль «За заслуги перед Отечеством второй степени» и поднял за новоиспеченного кавалера фужер шампанского. Но в правительство тем не менее не вернул.
Юлия Шакурская заняла освободившееся кресло в ноябре 2013 года. До этого она работала на ГТРК «Регион-Тюмень» заместителем гендиректора телеканала Анатолия Омельчука. Несмотря на разнообразные слухи, ее возвращение наши собеседники из числа сотрудников компании назвали невозможным.
«Увольнение чуть ли не по статье – это волчий билет, – заявил наш собеседник. – ВГТРК напрямую работает с деньгами правительства, плюс кадровые решения принимаются в Москве, иными словами, перспектив у Шакурской никаких.
Я бы на ее месте вообще переехал в другой город. Наш шеф [Анатолий Омельчук], конечно, расстроен всеми этими событиями, но, в основном, не из-за прокола Юлии Валерьевны, а из-за некоторого ослабления своих лоббистских возможностей в правительстве».
Говоря о вероятных имиджевых последствиях скандала для губернатора Владимира Якушева, тюменский политолог Александр Безделов отметил, что лидер региона грамотно вышел из конфликтной ситуации. «Не было попыток отмазать «своего человека», все было сделано максимально открыто и справедливо: встреча с работниками музея, встреча с чиновницами, встреча с художником, – считает эксперт. – Хотя, действительно, давно не было такого негативного для региона выхода на российскую аудиторию».
Что касается вероятного сменщика госпожи Шакурской на посту директора департамента, эксперты Znak.com не смогли назвать явно подходящую кандидатуру – слишком неожиданным оказалось кадровое решение губернатора.
«Мы предполагаем, а бог располагает, – сказал, в частности, директор тюменского Драмтеатра Сергей Осинцев. – Главное, чтобы тот, кто окажется на этой должности, оказался способен решать поставленные перед ним областным правительством задачи. Хотелось бы, чтобы новый глава департамента был человеком «от культуры» и профессионалом».
Один из представителей тюменской интеллигенции на условиях анонимности высказал более внятную позицию. «Тюмени нужен свой [экс-министр культуры Москвы Сергей] Капков – креативный, интересный, яркий. Сейчас наш департамент – не что иное, как управление по обслуживанию празднеств администрации. И скандал с картинами – это прокол не столько Шакурской, сколько правительства в целом».
Связаться с самой Юлией Шакурской не удалось – ее телефон был недоступен.