Сотрудники ФСБ 10 марта задержали председателя Октябрьского районного суда Краснодара Геннадия Байрака. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере - более двух миллионов рублей. Свое рабочее место Байрак покинул в наручниках в сопровождении оперативников, а тем временем в здании райсуда до конца дня велись следственные действия, в том числе, обыск и выемка документов. По словам информированного источника, которого цитирует «Коммерсант», задержание господина Байрака может стать не единственным: в правоохранительной и судебной системе региона за ним могут последовать "масштабные перестановки".
В прессе громкое задержание главы Октябрьского райсуда связали с работой силовиков по империи некогда могущественного регионального олигарха Олега Макаревича, регулярно фигурирующего в судах и уголовных делах. Как отметил в своем телеграм-канале известный ростовский журналист-расследователь Сергей Резник, Байрака «считают близким другом известного кубанского бизнесмена Олега Макаревича». О дружбе Макаревича с Байраком упоминают также «Новая газета Кубани», телеканал «Царьград» и другие СМИ – то есть, в регионе теплые отношения судьи и олигарха являлись секретом полишинеля. А потому неудивительно, что только за последние два месяца Октябрьский суд Краснодара вынес два положительных решения в интересах олигарха, одно из которых, как пишет Резник, касалось "отмены постановления о возбуждении уголовного дела в отношении его жены".
По всей видимости, теперь эти и другие решения Октябрьского суда ждет серьезный аудит: вряд ли случайно вскоре после задержания Байрака все судебные акты райсуда на его сайте неожиданно оказались недоступны.
Между тем, «ресурс поддержки» в региональных судах всегда считался главным столпом империи Макаревича, начавшейся с «рейдерских» операций, а ныне включающей в себя более ста предприятий в самых разных сферах деятельности - от сельского хозяйства до похоронного дела, от мусорного бизнеса до продуктовой розницы, от алкоголя до металлоконструкций. И даже собственного банка. Годами оборотни в мантиях решали дела Макаревича и его многомиллиардного бизнеса.
Ситуация стала меняться только в марте 2019-го, когда откровенно благоволившего олигарху главу Краснодарского краевого суда Александра Чернова вместо назначения на новую высокую должность с треском отправили в отставку. О связях высокопоставленного судьи с Макаревичем также сообщалось в прессе, и неудивительно, что инициатива убрать Чернова исходила от самой ФСБ. Служба госбезопасности направила в адрес Высшей квалификационной коллегии судей РФ некие «материалы», подробности которых не разглашаются. Формальным же поводом стал конфликт интересов: выяснилось, что Чернов оказался родственником своей подчиненной, да не абы какой, а оскандалившейся на всю страну "золотой судьи" Елены Хахалевой.
В то же время с высокой долей вероятности немалую роль в отставке Чернова сыграло и прямо-таки демонстративное потакание бизнес-интересам Макаревича. Например, в ходе судебного процесса между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и компанией Макаревича "Советская Кубань". В течение нескольких лет эта компания в соответствии с решением суда первой инстанции незаконно осуществляла на государственных землях возделывание сельхозкультур, "необоснованно обогатившись", на более чем 300 млн рублей. Но при этом с легкой руки тогдашнего зампредседателя Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Якова Волкова получила полную реабилитацию.
«Судья как бизнес-партнер» – так называл Якова Волкова портал «Свободная пресса», описывая его отношения с Макаревичем. Однако Волков ушел на повышение – был назначен заместителем председателя Четвертого кассационного суда – и влияние бизнесмена в судах заметно ослабело. А теперь, вслед за Черновым и Волковым из игры (причем в наручниках) вышел и Геннадий Байрак. Впрочем, источники журналистов в силовых органах высказали версию о наличии у Макаревича последнего козыря в рукаве - "покровителя в мантии", работающего в Ростове. Однако силовики отказываются раскрывать его имя "до окончания оперативной работы и уточнения всех обстоятельств".
Тем временем, положение Олега Макаревича "и в суде, и в следствии" настолько пошатнулось, что впору говорить о перспективе уехать в места не столь отдаленные на приличный срок. Так, на днях близкий к руководству СКР телеграм-канал "Комитетский полк" сообщил, что "по итогам изучения материала "Версии" "Антиналоговый спецназ кубанского олигарха", 25 февраля 2021 года Следственным отделом по Карасунскому округу Краснодара в отношении "теневого хозяина Кубани" Олега Макаревича должно быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). Речь идет об уклонении от уплаты НДС на сумму 100 млн рублей и сокрытия иных налогов на сумму 400 млн руб. на принадлежащем Олегу Макаревичу ЗАО РПК "Славянский". Этот винзавод получил скандальную известность не только из-за "налоговой оптимизации", но и как яркий пример работы "кубанского правосудия". Явно, что не без "судебного прикрытия", за производство контрафактного вина из "спиртов невиноградного происхождения" предприятие, несмотря на все усилия Росалкогольрегулирования, не то, что не лишилось лицензии, а отделалось минимальным штрафом в 100 тыс. рублей.
Впрочем, это не единственный (и даже не самый грандиозный) пример вольного обращения Олега Макаревича с налоговым законодательством. В отношении бизнесмена и его бывшей супруги Натальи в декабре 2019 года было возбуждено еще одно дело по той же статье 199 УК РФ. По представлению краснодарских налоговиков, Олег Макаревич, а также члены его семьи привлечены к субсидиарной ответственности по долгам предприятия-банкрота ООО "Металлглавснаб" в объеме 813 млн рублей. Согласно данным ФНС, членами семьи Макаревичей из обанкроченного "Металлглавснаба" на подконтрольных лиц было выведено имущество стоимостью 182,2 млн рублей и денежные средства в размере 11,7 млрд руб. В частности, в целях минимизации налоговой базы Олег Макаревич, по версии следствия, на выведенные из ООО "Металлглавснаб" средства приобретал через подконтрольное ему ООО "СК Октябрь" земельные участки в Динском районе, а операции проводились на подставных лиц, в частности, на некоего Будилова А.С. Именно в ходе обыска в его жилище были обнаружены многочисленные документальные свидетельства масштабной криминальной аферы. По имеющимся данным, силовики, проведя масштабную оперативную и аналитическую работу, уже нашли и массу иных активов, которые Макаревич и его семейство пытались вывести из поля зрения государства, в том числе, за рубеж.
По сообщению лиц, присутствовавших при обыске СОБРом домовладения Макаревич Н. С. (жены героя) в рамках «Банкротного» УД, был обнаружен и сам Олег Макаревич.
Активизация работы силовиков по краснодарским судьям вряд ли случайно совпала с подготовкой к очередному политическому циклу. На горизонте выборы в Госдуму: борьба с коррупцией, по данным социологов, продолжает оставаться в центре внимания российского общества, а Краснодарский край. Окончательное искоренение оборотней в мантиях по всей России должно стать зримым доказательством того, что власти считывают и реагируют на общественный запрос. Вот только одиозные персонажи вроде Олега Макаревича, бизнес которых, явно строился на налоговой оптимизации и "коррупционных подпорках", видимо, увидят этот процесс очищения судебной системы уже издалека.