Олигарх Гамзалов умудрился стать дважды владельцем «Энгельсского локомотивного завода»

Источник
В ходе банкротства новехонький завод с дисконтом был продан аффилированным с Гамзаловым структурам.
В истории с продажей «Энгельсского локомотивного завода» назревает скандал. Спустя почти год после завершения сделки комитет кредиторов заявил об аффилированности покупателя должнику. Также он потребовал пересмотреть судебные акты относительно привлечения контролирующих лиц завода к субсидиарной ответственности по новым обстоятельствам.

Решение было принято на собрании комитета 1 декабря. Конкурсного управляющего Александра Панина обязали подать соответствующие заявления в суд. Заодно кредиторы постановили лишить управляющего вознаграждения - проценты с учетом его вклада в реализацию имущественного комплекса завода срезали до нуля, признав «отсутствие существенного личного (индивидуального) вклада конкурсного управляющего по наполнению конкурсной массы АО «Энгельсский локомотивный завод».

Продать «Энгельсский локомотивный завод» смогли в январе 2023 года со значительным дисконтом. От первоначальных 3,8 млрд рублей цена опустилась до 2,8 млрд и за эту сумму предприятие приобрела московская фирма АО «Интер Карго компани», владеющая обширным вагонным парком. Покупатель занимается ремонтом, продажей и сдачей в аренду грузовых вагонов.

Последние данные о контролирующих лицах этой компании, доступные для всеобщего обозрения, датируются 2017 годом. Тогда ее основным бенефициаром была британская фирма Доуден Инвестментс ЛТД (60%), еще по 20% долей имели Сергей Рева и Виктор Немирко. Но раз комитет кредиторов заявляет об аффилированности покупателя и продавца, значит оба актива сейчас должны контролироваться олигархом Станиславом Гамзаловым. И если это так, ему не миновать очередного раунда судебных разбирательств.

Бизнес Станислава Гамзалова в основном связан как раз с железнодорожным транспортом. В Саратовской области его активы - это заводы «Балаково-Центролит», выпускающий вагонные тележки, АО «Вагоностроительный завод», также расположенный в Балаково и ОАО "Завод металлоконструкций" в Энгельсе, производящий грузовые вагоны. В Подмосковье ему подконтролен завод по производству насосов ОАО "ЭНА" в Щелково. До недавнего времени у Гамзалова имелся бизнес и на Украине, 25% активов Крюковского вагоностроительного завода он контролировал через австрийскую фирму OW Capital Management GmbH, но в 2022 году его акции были арестованы местными властями с целью передачи их украинской госкомпании.

Некоторое время назад Гамзалов пробовал свои силы в политике, но там преуспел мало. Так, в 2011 году он, будучи членом ЛДПР, пробовал выдвинуться в Госдуму от КПРФ, причем выдвинул Гамзалова Иркутский обком партии. Но вскоре бизнесмен сам попросил коммунистов исключить его из списка.

Отвечать рублем хотели заставить солидарно самого Гамзалова, экс-директора завода Ивана Панкова и бывшего саратовского зампреда, ныне депутата Госдумы Александра Стрелюхина вместе с двумя кипрскими офшорами. Правда, сам механизм расчета субсидиарной ответственности, которая составляла до сих пор 27,3 млрд рублей на всех причастных лиц, так и остается за кадром. Последний раз вопрос поднимался весной этого года в окружном арбитраже в Казани. И суд будто бы поставил в деле точку, признав, вслед за нижестоящими инстанциями, что всему виной санкции, мировая политика, конфликт с Украиной, на чьи потребности завод и был в основном рассчитан. Но вновь открывшиеся обстоятельства суду придется изучать. И если Александр Стрелюхин, скорее всего, из этого спора выпал, то о Станиславе Гамзалове этого утверждать нельзя.

Скорее всего, нынешняя структура собственников компании прояснится из материалов дела о банкротстве, когда будут поданы ходатайства и суд приступит к их рассмотрению. Пока же конкурсный управляющий подал другой иск, о признании недействительным решения собрания кредиторов. Заявление поступило в суд 7 декабря, рассматривать его в саратовском арбитраже будут только в новом году, 23 января. О каком именно собрании идет речь, в материалах дела пока не указано. Но поскольку оспаривается собрание кредиторов, а не комитета, то едва ли управляющий оспаривает лишение его вознаграждения.

В банкротстве родственной локомотивному заводу «Первой локомотивной компании» всплыла своя субсидиарка. Конкурсный управляющий ПЛК Кирилл Прокофьев попросил привлечь по долгам предприятия немецкую фирму «Альстом Транспортейшн Джермани ГмбХ», в прошлом звавшуюся Bombardier Transportation. Именно она выступала разработчиком разрекламированных двухсистемных локомотивов, чья невостребованность в итоге подкосила обоих российских участников проекта.

Энгельсский локомотивный завод выступает одним из кредиторов ПЛК. Претензии к ней выставил его новый собственник, «Интер Карго компани». Но с субсидиарной ответственностью для немецкого концерна ничего не вышло, суд ходатайство отклонил, заключив, что немецкая фирма не имела влияния на своих российских партнеров, а значит не может считаться контролирующим лицом.

Между тем, с юрлицами вокруг ЭЛЗ происходят очень примечательные метаморфозы. Учрежденный совместно «Интер Карго компани» (90%) и ЗАО «Новые инвестиции» (10%) ООО «Энгельсский локомотивный завод» прожил всего 9 месяцев. Компанию создали 30 января 2023 года в Москве и уже 29 сентября ликвидировали. Зато с 1 марта в Энгельсе по старому адресу действует АО «Энгельсский завод локомотивов» с уставным капиталом 20 млн рублей, возглавляет компанию экс-директор обанкротившегося ЭЛЗ Иван Панков.