Уже ходят слухи, что первым в очереди на господдержку стоит Олег Дерипаска и его Группа ГАЗ, претендуя по данным Rucompromat, на государственную гарантию в размере 25 млрд рублей. По официальной отчетности, по итогам первого полугодия 2014 года чистый долг группы превышал 60 млрд рублей. Рынок легких коммерческих автомобилей в 2014 году сократился на 20%, рынок автобусов — более чем на 30%.
Сам Список из 199 системообразующих предприятий, подготовленный Минэкономразвития (МЭР) по официальной версии составлен всего лишь в помощь Министерству труда, которое будет знать, на кого в первую очередь обратить внимание при переобучении персонала. Однако в кулуарах его считают списком компаний, которым светит госпомощь. В этом странном перечне бок о бок стоят госкорпорации, а рядом с ними частники, которые открытым текстом говорят, что на госпомощь не претендуют, но в нем нет небольших производств, которые реально нуждаются в поддержке и готовятся к банкротствам. Как отмечает Rucompromat, в целом список составлен так, что на госпомощь могут рассчитывать компании, в совокупности дающие около 60% ВВП России.
Но не у всех дела идут гладко. Вот в правительстве сцепились два ведомства - Минфин и Минэнерго. Причиной стал законопроект, проталкиваемый крупными нефтедобытчиками, сообщает Rucompromat. Суть его во ведении налога на финансовый результат (НФР, им облагается прибыль) для ряда проектов, но если такой налог будет веден взамен НДПИ, федеральный бюджет может недополучить 20% сборов от НДПИ на нефть, которые в 2016 году планируются на уровне 4,62 трлн рублей.
Кстати, госкомпании быстро сообразили, что кризис – не повод отказывать себе в удовольствиях. Rucompromat рассказал о некоторых замечательных тендерах, в которые вошли мини-слитки золота, элитный алкоголь, платки от Versace, бивни мамонта, смартфоны последней модели, ручки с платиновым напылением. Все это – в рамках программ поддержания имиджа, а также для раздачи на корпоративах. Среди самых озабоченных собственным имиджем – структуры «Газпром трансгаз» в Сургуте и Нижнем Новгороде, а также операторы электросетей — дочерние структуры холдинга «Россети».
Так, «МРСК Северного Кавказа» желает купить свыше 900 наименований сувениров класса люкс, среди которых сумки Cerruti, ручки и запонки Montblanc, граммофон, самовары — все на 4,1 млн рублей. Причем в сентябре 2014 года эта МРСК уже накупила сувениров на 7 млн рублей. Не отстает от коллег «МРСК Юга», заказавшая в декабре сувениров «для нужд исполнительного аппарата» на 7,7 млн рублей, а в январе того же самого еще на 9,5 млн рублей. В декабре на 16,8 млн рублей заказал алкоголя Ижевский механический завод, это явно помешало ему закончить год с прибылью. В концерне «Калашников» от комментариев по поводу алкозакупки отказались, промолчали и в пресс-службе «Ростеха». А энергетики начали уверять журналистов, что сувениры предназначены для празднования 75-летия Победы.
Но что какие-то сувенирчики, когда в стране есть монстры госзказа, регулярно влипающие в истории? Госкомпания «Автодор» и ее глава Сергей Кельбах стали фигурантом очередного коррупционного скандала. Прокуратура Геленджика уже обвинила руководство госкомпании в бездействии при контроле укладки асфальта на трассе М4 «Дон», в результате чего было неэффективно потрачено 27,5 млн рублей государственных денег. А после доскональных проверок номинал претензий может вырасти до 224 млн рублей. И это при том, что руководство «Автодора» заподозрили в хищении 3 млрд.рублей при реконструкции другого участка роковой трассы М4 «Дон».
В этой нашумевшей истории по версии СМИ «Автодор» намеренно разорвал контракт с подрядчиком, когда все работы были почти завершены, а затем обратился в банк с требованием о выплате предусмотренной банковской гарантией суммы в размере 3,4 млрд рублей. Но еще круче номинал нарушений на строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги, где есть реально возбужденное в 2010 году дело о хищении около 9 млрд рублей, которые выделялись на разработку проектной документации ЦКАД, но были похищены «неустановленными лицами». Любопытно, но именно Кельбах в 2008 – 2009 годах занимал должность генерального директора того самого ФГУ «Дороги России» из которого в неизвестном направлении «утекли» деньги на ЦКАД.
Делишки в регионах не имеют такого впечатляющего номинала, зато имеют большой резонанс для своих краев и областей. Например, разборки на бюджетно-денежной почве закипели в доселе тихой Республике Чувашия. В момент подготовки к выборам главы республики грянул суд по делу начальника ФКУ «Управления дорог «Волга» Сергея Гаврилова, но на суде Гаврилов вдруг отказался от сделки со следствием. Местные наблюдатели считают, что иначе следователи могли выйти на главу республики Михаила Игнатьева. А Гаврилов обвиняется в хищении на сумму более 13,5 млн рублей, кроме того, в незаконном финансировании из бюджета ремонтных работ на сумму более 106,6 млн бюджетных рублей.
Непосредственный руководитель Гаврилова, уже получивший приговор суда, считается близким соратником президента республики Игнатьева. Да и сам Игнатьев вряд ли может спасть спокойно, ведь в регионе по поручению Дмитрия Медведева идет проверка, которая уже выявила нарушения в господдержке сельхозстрахования в 2010 - 2012 годах. Установлено, что часть из 541,4 миллиона рублей федеральных целевых средств была израсходована с явными нарушениями, так как была создана система, при которой аграрии получали субсидии, лишь уплатив страховой взнос в кредитный кооператив СПКК «Чебоксары–Согласие». Говорят, совладельцем кооператива был Игнатьев в бытность свою министром сельского хозяйства Чувашии.
Еще ярче история, в которой невесть куда канула госсобственность ценой 200 млн рублей. Был такой паром «Георг Отс», который за 200 млн рублей отремонтировали к саммиту АТЭС, а после саммита передали из федеральной собственности в краевую. Паром должен был стать плавучей гостиницей, но вместо этого просто пропал. Оказывается, фирма, которая получила паром в аренду, затем отправила его в Китай, где его, вроде бы, разобрали на металлолом. К поиску судна подключился «Общероссийский Народный Фронт», а тем временем пропали, как тот паром, и сами арендаторы. Вот такая история: госсобственность вывели в другую страну и разобрали, а наказания никто не понес.