Подозреваемый в распространении наркотиков Игорь Крайнов полагает, что сотрудники нижегородской полиции нарушили его права на неприкосновенность частной жизни. Он считает, что полицейские, нарушив закон, передали СМИ и обнародовали материалы оперативно-розыскной деятельности. При этом распространение информации, содержащей личные данные, с подозреваемым никто не согласовывал. Теперь он просит СК РФ провести проверку на предмет превышения сотрудниками полиции служебных полномочий.
Уроженец Бурятии Игорь Крайнов, подозреваемый в незаконном обороте наркотиков, жалуется в СК РФ на действия сотрудников нижегородской полиции, разгласивших через СМИ служебную информацию из его уголовного дела. Игорь Крайнов был задержан в сентябре у здания Нижполиграфа в центре Нижнего Новгорода. Процесс задержания попал на камеры видеонаблюдения. На записи видно, что полицейские, надев наручники на молодого человека, избили его и положили ему в карман брюк предмет, оказавшийся при досмотре пакетом с мефедроном весом 3,18 г.
Позже оперативники отдела нижегородской полиции по контролю за оборотом наркотиков Алексей Иванов, Евгений Соколов и Николай Костров были уволены из правоохранительных органов. В отношении их возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Все трое арестованы, но вины своей не признали. Их представители рассказали “Ъ-Приволжье”, что потерпевший долгое время находился в разработке у отдела по контролю за оборотом наркотиков, неоднократно привлекался за употребление запрещенных веществ и был лишен водительских прав за управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения. Оперативники прослушивали его телефонные разговоры и выяснили, что 12 сентября Игорь Крайнов планировал передать 3,18 г мефедрона. Во время задержания потерпевший успел сбросить пакет с наркотиком, который оперативники искали на месте задержания с фонарями и в итоге нашли, не дождавшись понятых.
Запись телефонных разговоров Игоря Крайнова и результаты его медосвидетельствования попали в эфир одной из нижегородских телекомпаний. В сюжете человек, имя и лицо которого скрыто, утверждает, что речь в телефонном разговоре Игоря Крайнова идет о продаже наркотиков.
Господин Крайнов пишет в обращении в СК РФ, что ни он, ни его собеседник запись разговора не вели и СМИ не предоставляли.
Единственным возможным источником распространения записи он называет сотрудников полиции, имеющих доступ к результатам оперативно-розыскной деятельности. При этом положения статьи федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещают без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя. Господин Крайнов таких разрешений в отношении фонограммы, используемой в сюжете, не давал.
В заявлении на имя главы нижегородского отделения СК РФ Айрата Ахметшина Игорь Крайнов пишет, что в действиях сотрудников полиции могут содержаться признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), и просит провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. Игорь Крайнов также обратился в прокуратуру Нижнего Новгорода. Надзорное ведомство признало, что сотрудники полиции нарушили права подозреваемого на неприкосновенность частной жизни. В ответе городской прокуратуры говорится, что они не приняли должных мер для сохранения данных предварительного расследования.
Помогающие господину Крайнову правозащитники говорят, что цель этого заявления — найти виновных в утечке информации и привлечь их к ответственности.
Официальное обращение в СК РФ необходимо, чтобы полиция отчиталась перед правозащитниками о результатах проведенной проверки. Представитель Игоря Крайнова, юрист Комитета против пыток Юлия Осипова говорит, что в ее практике СМИ впервые разглашают оперативные данные, доступ к которым имели только полицейские. «В этой связи мы посоветовали Игорю Крайнову обратиться в прокуратуру. После его обращения прокуратура признала факт нарушения со стороны неустановленных должностных лиц МВД. Теперь мы считаем правильным в этой ситуации обратиться в Следственный комитет. Если полицейские исключительно ради того, чтобы хоть как-то обелить своих проштрафившихся коллег, готовы пойти на должностные преступления, они, безусловно, должны нести ответственность за эти поступки», — уверена Юлия Осипова.
“Ъ-Приволжье” направил запрос в ГУ МВД по Нижегородской области с просьбой прокомментировать обращения Игоря Крайнова. В телекомпании на запрос “Ъ-Приволжье” не ответили.